Совсем как дома
Регистрация: 03.08.2006
Адрес: Мурманск
Возраст: 49
Пол: Мужской
Сообщений: 832
|
Re: Отчет о дальней поездке.
В начале мая ездил в город Альта (Норвегия) по маршруту: Мурманск — Киркенес — Северная Финляндия — Карашок — Альта. Обратно: Альта — Карашок — Инари — Ивало — Лотта — Мурманск.
Раскажу несколько слов о поездке.
Содержание:
1.Советы
2.Впечатления
3.Качество дорог
4.Об Альте
Сразу скажу, что к Калине претензий нет — все штатно. Средний расход бензина по компьютеру: туда — 6,0 л на 100 км, обратно — 6,4 л на 100 км.
1.Советы
Начну с конца. Для тех, кто собирается ездить в Финляндию и Норвегию несколько полезных, на мой взгляд, советов.
1.1 Олени, Олени и еще раз Олени.
Их много, особенно в северной Финляндии. Диких оленей уже не осталось, у каждого из них есть свой хозяин, просто они находятся на свободном выгуле, так сказать. Особенно их много на участке дороги от Ивало до границы с Россией (Лотты) (Кстати, на этом участке дороге ограничение скорости 100 км/ч, но лучше ехать меньше). Знаю достаточно случаев, когда сбивали оленей, получали серьезные травмы и повреждения авто. Кстати, раньше за сбитого оленя полагался немалый штраф, но сейчас вроде как от этой практики отошли. На этот раз, нам пришлось 4 раза останавливаться, чтобы пропускать этих животных. Один раз выскочили на дорогу (в прямом смысле этого слова) прямо перед машиной. Еще раз олень никак не хотел уходить, пришлось набраться терпения и немного подождать. Не рекомендую в таких случаях сигналить, так как реакция может быть очень непредсказуемая.
Летом в теплую погоду особенно вечером олени любят греться на теплом асфальте. Лежащего оленя очень плохо видно.
В общем, нужно быть всегда готовым
1.2 Туалеты
В отличие от России в Европе не принято справлять свои естественные надобности «в кустиках», предлагается использовать для этого организованные туалеты. В северной Скандинавии в большинстве случаев даже остановиться негде, так как обочина как таковая отсутствует, «отворотки» скорее всего ведут к чьему-то дому. Поэтому, если «припрет», то придется как-то выкручиваться. А совет такой, если видите наличие туалета, на стоянке или заправке, то лучше им воспользоваться, так сказать, заранее. Так как наличие туалетов на дороге, особенно, небольшого значения не гарантируется. Столкнулись с тем, что в Норвегии туалеты есть, но они закрыты (заколочены досками). Местные говорят, что это делается на зиму, а зачем, объяснить не могут.
1.3 Проезд кругового движения.
Для тех, кто в Европе за рулем впервые, напомню, что проезд круговых движений несколько отличается от нашего. У них, по умолчанию, преимущество на кольце.
1.4 Пешеходные переходы
Аккуратнее на пешеходных переходах. То, что нужно пешеходов пропускать, это понятно, но там часто и бывают велосипедисты.
1.5 Шоппинг
На всякие продукты и шмотки цены в Финляндии ниже, чем в Норвегии, не существенно, но достаточно заметно. Если едете с целью что-то приобрести, то нужно выяснить, нет ли в этот день праздника. Ибо в праздник закрыто все! Вообще все кроме заправок. Мы были в Киркенесе 1 мая — не работало ничего, даже супермаркеты. Да, вот так они и живут, не успел купить заранее, будешь сидеть без хлеба (кстати, на заправках хлеб продается).
1.6 Приграничная полоса
На российской стороне существует, так называемая, 15-ти километровая приграничная полоса. По правилам, останавливаться в этой зоне — запрещено. Пограничники это отслеживают.
2.Впечатления
2.1 Каньон.
Пожалуй самое сильное впечатление — это каньон вблизи Альты. Узкая, вьющаяся дорога в скалах, которые тебя окружают. Очень хотелось остановиться, чтобы сфотографировать, но останавливаться негде, так как дорога очень узкая и плохо просматривается. В общем, я не рискнул. Есть только небольшое видео.
2.2 Белый снег.
В Финляндии и Норвегии снег вдоль дорог — БЕЛЫЙ. Ни серый, ни коричневый, ни желтый, а именно белый. Дороги у них песком не посыпаются, поэтому грязи на дорогах нет. Кстати, был немало удивлен, что проехав 500 км в мокрый снег и дождь (снег начался, как только въехали в Норвегию), машина осталась чистой. В Мурманске, доехав от мойки до дома, машина будет куда грязнее. Вот так.
2.3 Навигатор
Впервые в дороге использовал навигатор, по большей части для того, чтобы попробовать. В качестве навигатора использовался смартфон Nokia. Самые положительные впечатления. Карты Норвегии и Финляндии достаточно подробные и точные. На трассе подглядывал на экран, чтобы посмотреть, куда дорога заворачивает, насколько крутой или затяжной поворот. На картах отмечены ограничения скорости, при превышении — предупреждает.
3.Качество дорог
3.1 Дороги в северной Норвегии.
В Норвегии дороги славятся своей шириной, вернее «ужиной». По нашим меркам они очень узкие. Обочины, как правило нет, либо она очень небольшая. Для меня это не первое знакомство с норвежскими дорогами, но все равно разъезжаться с фурами несколько напрягает. Для меня до сих пор загадка, как фуры разъезжаются.
Очень много дорог построено вдоль фьордов, поэтому «слева скала, справа обрыв» - обычное дело. К качеству дорог претензий нет. Ямы крайне редки, дорога без проседаний. Ехать приятно.
3.2 Дороги в северной Финляндии.
Дороги заметно шире, чем в Норвегии, и в силу особенности рельефа гораздо прямее. Дорога от Инари — Ивало и далее на юг до Рованиеми, Оулу и далее (так сказать федеральная трасса) — очень хорошего качества. Всерьез задумываюсь о том, чтобы объезжать Карелию через Финляндию. Это конечно дороже, но наверное оно того стоит.
3.3 Загруженность дорог
Дороги на севере очень свободные. Машин очень мало. За все время поездки нас обогнали только 2-3 машины, мы обгоняли только 1 раз. Это существенно облегчает саму поездку и заметно повышает среднюю скорость.
3.4 Цены на бензин
Бензин дорогой. В среднем цена 1 литра 95-го 1,5 евро. В Норвегии заправлялись в Карашоке (как потом выяснили, там самый дорогой бензин) по цене 13,45 NOK. В Альте цена на бензин меняется в течение недели и достаточно заметно. В выходные бензин стоил 11 с небольшим NOK, а в рабочие дни подросла до 13,56 NOK.
1 NOK ~ 5,5 руб.
В Ивало цена была 1 л = 1,47 евро.
На российской стороне есть заправки в Заполярном (Роснефть) и сразу за КПП на Лотте (2 старые советские колонки — 95 (покупали по 31 руб. за литр) и ДТ).
4.Альта
Несколько слов об Альте. Был до этого несколько раз, поэтому знал куда еду.
Можно сказать, что это областной центр. Альту считают фактической столицей Финнмарка (формально столица — Вадсе). Население — около 20 тысяч.
Город расположен в долине на берегу большого фьорда. С трех сторон окружен горами. Все это, создает определенный микроклимат. Сильные ветры и снегопады там достаточно редки. Зимой воздух очень сырой. Мурманчане знают, что такое сырость в морозы, так вот в Альте еще хуже. Был там как-то в январе. При -25 находится более 5-10 минут на улице у меня не получалось. Но при этом, воздух очень чистый. Оказыватеся в Норвегии на правительственном уровне принято решение об отказе от атомных и тепловых электростанций, только гидро- и приливные ЭС. Такого ресурса у них достаточно, к слову, цена электроэнергии одна из самых дешевых в Европе.
Весь город — одноэтажный. Кроме нескольких зданий торговых центров и гостиниц в центре больше многоэтажных домов нет. Хотя в последнее время стали строить многоквартирные дома с очень хорошими, как нам сказали, квартирами. Но домов выше трех этажей все равно не видел. Дома и квартиры в Норвегии очень дорогие, стоимость обычного дома 2 — 2,5 млн NOK. Квартиры дешевле ненамного.
Чем живет город, я так и не понял, промышленности, как таковой там нет, рыболовство тоже не развито, как скажем в Тромсе, Киркенесе. Но при всем при этом, есть большой весьма загруженный аэропорт, пару лет назад построили новый терминал, так как старый не справлялся с нагрузкой; ежедневно только в Осло улетает 3 самолета; есть очень приличный ВУЗ, в котором учатся студенты и из Европы, и из России, и даже из Китая; есть свой крытый футбольный стадион, своя футбольная команда, которая выступает во второй по значимости национальной футбольной лиге. Но в то же время, здравоохранение на нуле. На весь город есть только 19 частных врачей, роддом отсутствует, в общем по нашим меркам дикость какая-то.
Жизнь в городе очень спокойная и размеренная. Рабочий день, как правило с 8 утра до 16 часов, в праздники никто не работает.
Главное, что поразило в городе — это вода, которая течет из крана. В Норвегии вообще, питьевая вода высокого качества, а в Альте считается самая чистая вода в Норвегии. Вода поставляется из подземного источника. Пить можно прямо из крана, что для нас несколько непривычно. Но больше всего меня поразил электрический чайник. Что вы видите в своем чайнике, когда открываете крышку? Так вот там ни то, что накипи нет (на Севере вообще известь в воде отсутствует), нет ни малейшей ржавчины, нагревательный диск блестит. Подумал, что чайник новый, ан нет — ему уже 3 года. Так что трубы водопровода там тоже хорошие.
В общем город контрастов.
|