Показать сообщение отдельно
Старый 16.06.2010, 16:20   #2404
Клавиатурный мастер
 
Регистрация: 23.11.2008
Адрес: Новосибирск
Пол: Мужской
Автомобиль: TOYOTA+ Ларгус 7 мест
Сообщений: 2,362
Вес репутации: 35029 vladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутацииvladka имеет репутацию за пределами доброй репутации
Re: Новости ОАО "АВТОВАЗ"

Несколько дней тому назад президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров подписал приказ об освобождении Евгения Шмелёва от обязанностей главного конструктора завода. В связи с переходом его на другую, более высокую должность – вице-президента по техническому развитию. Если брать привычную иерархию, то эта должность соответствует техническому директору, второму по значимости человеку на ВАЗе. Приказ о назначении Шмелёва на этот пост вступил в силу вчера, 15 июня.

Эта рокировка не стоила бы особого внимания, кабы Шмелёв не имел имиджа оппонента нынешнего заводского руководства. Имиджа, возникшего не случайно, а после вполне конкретных шагов. Напомню, как было дело.

Евгений Шмелёв стал главным конструктором ВАЗа довольно неожиданно, сменив на этом посту Владимира Губу. Он работал начальником отдела расчёта, потом стал главой управления по проектированию автомобилей и, наконец, замом главного конструктора, возглавив в этой должности знаменитый «Проект С». Последний шаг вверх помог ему сделать Максим Нагайцев, в недолгий период относительного безвластья (тогда «Рособоронэкспорт» занимался «раскольцовкой» собственников) «руливший» ВАЗом. Нагайцев – москвич, выходец из МВТУ им.Баумана. Этот же вуз, но несколькими годами ранее, закончил и Шмелёв. А также ещё одна примечательная фигура из руководства завода – Сергей Гайсин. С последним Нагайцев, по слухам, вообще учился на одном курсе.

Сергей Гайсин приехал в Тольятти из Ульяновска (где он был главным конструктором УАЗа) по приглашению того же Нагайцева, стал его заместителем, а со временем и вице-президентом по техническому развитию. То есть, занял ту же ступень в иерархии ВАЗовского топ-менеджмента, на которую ныне поднялся Шмелёв.

Казалось бы, в чём интрига? Они друзья, друзья завсегда друг с другом договорятся, как посты поделить. Но сейчас не время клевретства, ВАЗ теперь отчасти принадлежит французам, у руля – совсем новый для команды Нагайцева человек. Тем более, что сама «команда Нагайцева» начала распадаться ещё в прошлом году, когда стали реализовываться первые проекты с Renault-Nissan. Речь идёт о покупке ВАЗом лицензии у своего акционера на модель RF-90. Шмелёв был категорически против такого шага и даже не поставил подпись под лицензионным соглашением. Это вообще-то случай неординарный: на документе, определяющем техническую политику завода на ближайшее время, нет подписи главного конструктора!

А потом происходит совсем уж неожиданное: Шмелёв пишет письмо Путину, в котором критикует планы команды Игоря Комарова по выводу ВАЗа из кризиса. Главной ошибкой, по Шмелёву, является сама идея приглашения Renault-Nissan в партнёры и сборки иностранных моделей на конвейерах ВАЗа. Шмелёв апеллировал к почти готовому «Проекту С», к другим ВАЗовским разработкам, многие из которых не уступают, а по некоторым параметрам и превосходят «логановскую» платформу B0. Он говорил, что ВАЗ остался единственной надеждой сохранить национальный автопром, а приход Renault-Nissan рано или поздно превратит завод в простое сборочное предприятие, лишённое собственного инженерного потенциала. И потому зависимое от капризов иностранных акционеров.

Это письмо появилось вскоре после того, как Комаров лично договорился с Карлосом Гоном развивать ВАЗ на основе разработок Renault-Nissan. То есть, оно было неприкрытым демаршем. И многие решили, что дни Шмелёва в кресле главного конструктора (да и вообще на ВАЗе) сочтены. Гадали только: сам он подаст в отставку, громко хлопнув дверью, или же прикроет эту дверь тихонечко, будучи уволен по какому-либо формальному основанию. Внутривазовская молва утверждает, что на этой почве Шмелёв поссорился и с Нагайцевым, ничего не имеющим против приобретения французской лицензии.

Но... ничего не произошло. А вот Нагайцев потерял былое влияние. С поста вице-президента по развитию он перебрался в более низкое кресло вице-президента по маркетингу и, как говорят заводчане, весь ВАЗовский маркетинг развалил. И 10 июня Максим Нагайцев с завода был уволен. А днём позже, 11-го, ушёл и Сергей Гайсин. Место которого занял «оппозиционер» Шмелёв.

Надо сказать, Игорь Комаров оказался не только незлопамятным, но, напротив, парадоксально великодушным. Он приблизил к себе человека, открыто выступившего против него. Это хороший ход: теперь Шмелёв будет чувствовать благодарность за этот широкий жест. Хотя некоторые собеседники на заводе утверждают, что никаким оппозиционером Шмелёв и не был, не имел ни к кому из нового руководства персональных претензий, просто высказывал свою точку зрения. А революционера, дескать, из него раздули СМИ. Так это или нет – неважно, история всех расставила по местам. Лоялист Нагайцев уволен, возмутитель спокойствия Шмелёв пошёл на повышение. Хочется думать, что это назначение развяжет ему руки в деле реанимации и доведения до конвейера «Проекта С», но надежды на это, признаться, немного.

Один из заводчан высказал мне в разговоре вчера такую мысль. Когда на ВАЗ пришёл «Рособоронэкспорт» («московская команда» – так её слегка презрительно величают в Тольятти), то тогдашнего главного конструктора Владимира Губу отправили вроде как на повышение, сделав директором по развитию. Но реально не дали никаких полномочий, и должность эта превратилась для Губы в тихую ссылку. Что, если и со Шмелёвым поступают так же, притупят бдительность новым назначением, лишая его попутно инструментов влияния на техническую политику? Возможно, что должность вице-президента по техническому развитию станет номинальной, а рычаги технической власти окажутся у нового главного конструктора!

Здесь самое время задаться вопросом: а кто будет новым Главным? Увы, этого пока на заводе не знает никто из мною опрошенных. Не знают даже в службе безопасности, которая обычно знает вообще всё. Только гадают и сходятся во мнении, что вряд ли это будет выходец с завода. Возможно даже, что это место займёт француз. Тем более, что ряд важных функций французским специалистам уже отданы: директор по дизайну, директор по качеству, директор по программам и продуктам. Кстати, дизайнер Энтони Грейд продолжает работать, вопреки слухам о его «отходе от дел». Он приезжает в Тольятти каждый месяц и живёт там неделю, а в его отсутствие функции главного дизайнера исполняет Евгений Лобанов, автор облика «Калины». Более того: недавно на ВАЗ приезжал некий Алан Дибуа, которого прочили на должность директора по инжинирингу. Но тогда ещё место главного конструктора не было вакантным.

Из нынешних заместителей Шмелёва по конструкторскому цеху наибольшие шансы имеет Сергей Курдюк. Он занимался при Шмелёве расчётной работой и во многом выполнял функции Главного. Это, по отзывам, умный , спокойный, без особых амбиций человек. Он в последнее время вёл всю опытно-конструкторскую работу, так что опыта ему не занимать. Но он – не производственник. Говорят, что Сергей Аскольдович даже гордится тем, что никогда не был на главном конвейере ВАЗа.

Мне кажется, что Шмелёв тривиально предпочёл спокойную карьеру невнятной «судьбе барабанщика», что он поумерил пыл и свыкся в присутствием французов на ВАЗе. И что теперь он сам будет воплощать те проекты, против которых некогда выступал. Мир от этого не рухнет, ВАЗ не остановится, национальный автопром, надеюсь, не исчезнет. Жаль только, что не получилось красивого финала с хлопаньем дверью. Но поводы ещё будут, факт.
vladka вне форума   Вверх