Шансы
Версия для печати
Владимир МЕЛЬНИКОВ | Фото автора
— А здесь, за стеной сборочного цеха, раньше был кирпичный завод. Пыль попадала в нашу систему вентиляции, засоряла фильтры, мешала работать. Пришлось этот завод выкупить и развалить…
Бизнес по-русски? Нет, по-украински — мы на Запорожском автозаводе. А поводом для визита на ЗАЗ стал «новый» автомобиль ZAZ Chance, ранее известный нам как Chevrolet Lanos.

Когда-то Lanos носил марку Daewoo — в конце 90-х этот неказистый седанчик стал одной из первых самостоятельно разработанных моделей южнокорейской автокомпании. После банкротства из Daewoo получилось отделение GM DAT, а место Ланоса в 2002 году занял Kalos, позже переименованный в Aveo. Но автомобили Daewoo бессмертны! Нексию до сих пор производят в Узбекистане, а Lanos с 1998 года обрел украинскую прописку. Сначала крупноузловая сборка велась на площадке в Ильичевске, затем перекочевала в Запорожье, а полномасштабное производство на ЗАЗе было начато в 2004 году.
В прошлые годы здесь собирали до 120 тысяч машин, около 40% из которых покупали сами украинцы, 15% уходило на экспорт в Армению, Белоруссию, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Египет, Индонезию, Сирию… Но главным зарубежным рынком была и остается Россия — Lanos украинской сборки ввозил и продавал концерн General Motors под маркой Chevrolet. Спрос не особо упал даже в кризис: за первые шесть месяцев года россияне купили 15027 Ланосов.
Но сколько можно продавать старую модель и портить имидж бренда? Поэтому в ноябре прошлого года джиэмовцы дали понять, что не намерены продлевать договор с ЗАЗом. То есть производить Lanos украинцы могут. Но продавать «под крышей» General Motors — нет.

Кузова Сенса и Ланоса отличаются лишь крышкой багажника и задними крыльями. Но на обеих моделях двери и крыша не оцинкованы, хотя по техническим условиям производства оцинковка наружных панелей кузова должна быть стопроцентной. Отсутствие защитного покрытия на дверях подтвердили и наши исследования (см. материал «Коррозия металла» в этом же номере АР)
— Это было их ошибкой, — улыбаясь, говорит Ленур Ислямов, глава российской компании Квингруп. В 2007 году Квингруп ввозила в Россию седанчики ZAZ Sens — дорестайлинговые Ланосы с мелитопольским мотором 1.3 от Таврии. Когда на ЗАЗе поняли, что основной для них рынок России уплывает, то спешно начали искать другого дистрибьютора Ланосов — и обратились в Квингруп.
Первую партию Ланосов, лишенных креста Луи Шевроле, дилеры, сотрудничающие с Квингруп, успели распродать под названием ZAZ Lanos. Новоявленный дистрибьютор надеялся, что джиэмовцы уступят бренд Lanos, но не тут-то было. Выход менеджеры Квингруп нашли с помощью нанятого креативного агентства — с 7 июля Daewoo, он же Chevrolet Lanos, в России называется ZAZ Chance. Придумано наверняка по сходству с именем Sens — ведь Chance по-английски читается как «ченс». А о нескольких десятках седанов, проданных как ZAZ Lanos, в Квингруп предпочитают не говорить.
В Россию поставляются Шансы с моторами 1.3 (70 л.с.) и 1.5 (86 л.с.), а кроме хорошо известного седана появился и хэтчбек, который на ЗАЗе выпускают с этой весны. На Украине машины с моторами 1.3 по-прежнему называются ZAZ Sens, а с полуторалитровыми двигателями — ZAZ Lanos. В России это теперь соответственно Chance 1.3 и Chance 1.5.
Конечно, отличие Шанса от Ланоса — только в решетке радиатора и шильдиках. Мне удалось опробовать Chance на заводской тестовой трассе — пара полукилометровых прямиков и тарированных неровностей для «протряски» каждой собранной машины. Удивило лишь то, что на новом хэтчбеке с мелитопольским мотором 1.3 на холостых оборотах загоралась лампа аварийного давления масла, хотя его уровень был в норме. Да и украинская коробка передач оставляет желать лучшего — переключения тугие и нечеткие.
— Да нормально все, — парирует мои придирки заводской испытатель, ловким ударом ладони вбивая первую передачу. — Машина новая, еще приработается…
Заводчане вообще оптимисты. Василий Иванович Кривонос, пришедший на завод в 1983 году мастером, а ныне заместитель председателя правления по производству, добрым словом поминает демонтированные прессы Воронежского производства, работавшие еще со времен СССР, и с гордостью показывает новые установки: линию из пяти прессов AIDA, раскройный комплекс той же фирмы и огромный пресс Fagor, развивающий усилие 2500 тонн. Они позволили перевести штамповку всех лицевых панелей кузова в Запорожье (раньше часть деталей приходила из Польши с завода FSO). Металл поставляют Arcelor Mittal из Польши и Бельгии, Магнитогорский металлургический комбинат и Запорожсталь. Семь новых роботов Fanuc общими усилиями делают 200 сварочных точек на кузове, а оставшиеся 700 «прикусов» ставят рабочие с помощью обычных клещей.
— По статистике нашей лаборатории контроля геометрии, соответствие кузова Ланоса его математической модели — 89%, а Самар — только 75%, — поддевает Кривонос российский автопром. — Конечно, и те и другие кузова варим мы. Но технологии-то разные: на кузове «девятки» длина швов дуговой сварки полтора метра, а на Ланосе — всего восемь сантиметров. А это косвенный показатель чистоты сопряжения деталей!
Но видно, что основная причина радости Василия Ивановича — продолжающаяся работа завода. Ведь Самары из-за отсутствия спроса не будут здесь выпускаться до ноября, сборка седанов Opel Astra Classic свернута в январе, Таврии-хэтчбеки сняты с производства в прошлом году. Сокращено 40% персонала, а средняя зарплата оставшихся 7500 человек снижена с трех до двух тысяч гривен (около 7600 рублей). Это вдвое меньше, чем на российских автозаводах.
Зато в марте начата крупноузловая сборка практически всего модельного ряда Kia — до конца года запланировано выпустить 10 тысяч машин. Всего же в этом году на ЗАЗе рассчитывают сделать 70 тысяч автомобилей, три четверти из которых придется на полномасштабное производство. Но главная надежда украинцев — на российский Шанс.
ЗАЗ заключил с Квингруп трехлетнее дистрибьюторское соглашение. Сейчас в розницу Chance 1.3 стоит от 189 тысяч рублей, а Chance 1.5 — 260 тысяч рублей. Это дешевле Ланоса в среднем на 35 тысяч рублей — как говорят в Квингруп, «вам не надо доплачивать за бренд Chevrolet», а кроме того, под давлением дистрибьютора ЗАЗ снизил отпускные цены. А что если GM не устроит такой поворот событий и концерн просто отзовет у ЗАЗа лицензию на производство?
— Это невозможно, — уверяет председатель правления ЗАЗа Николай Евдокименко, чем-то похожий на второго украинского президента. — В этом году мы продлили срок действия соглашения с GM на пять лет. У нас прекрасные отношения. И проблем с поставками двигателей тоже нет. Зачем мы пробовали китайские агрегаты? На перспективу: условия лицензии нам это не запрещают…
Помимо лицензионной ЗАЗ находится и в «моторной» зависимости от GM — ведь самый популярный мотор 1.5 наряду с двигателем 1.6 теперь поставляется из Южной Кореи. Прежде полуторалитровый силовой агрегат покупали в Румынии на заводе DWAR, но с его новым хозяином, компанией Ford, ЗАЗу договориться не удалось.


Ланосы-Шансы красят в 14 цветов, а вся заводская палитра насчитывает 32 оттенкаЕсли раньше ZAZ Sens в России продавался в единственной базовой комплектации, то Chance 1.3 представлен в трех исполнениях. Но ни в одном из них нет подушек безопасностиПока планы Квингруп — до конца года продать 20 тысяч Шансов. Причем скоро будет запущена кредитная программа с несколькими банками, включая Сбербанк, — от 9,9% годовых со сроком погашения до пяти лет. На следующий год намечен «рестайлинг», который должен помочь сбыть в России 50 тысяч Шансов. А еще через год продажи должны возрасти до 80 тысяч машин.
Года полтора назад, на подъеме рынка, эти цифры звучали бы реалистично. Но в кризис, который больнее всего ударил по «беспородным» брендам и моделям… Шансов у Шанса немного.