АВТОВАЗУ нужна молодёжь
Автомобильный рынок России “разогрет”, вазовские “Лады” востребованы, на региональных складах у дилеров минимальный запас машин – а торговля требует еще и еще. Такова сегодняшняя реальность, благоприятная для лидера отечественного автомобилестроения. АВТОВАЗ сейчас много и напряженно работает, вот и на август запланировано сделать на главном конвейере все субботы рабочими. Производство “Калины” переходит на работу в 2 смены.
На второе полугодие сверстан план с повышенными объемами – АВТОВАЗу надо произвести на 48 691 автомобиль больше. Это практически две трети месячной программы. Каждое производство под это задание выстраивает свою стратегию и тактику. При этом на первый план выходит проблема комплектования численности персонала.
Как решают проблему комплектования кадрами в металлургическом производстве, рассказывает зам. директора МтП по персоналу Виталий Корнилов.
- Виталий Алексеевич, как ни покажется кому-то странным, но именно в таком сложном производстве, как МтП, с его физически тяжелым трудом долгое время держалась самая низкая на АВТОВАЗе текучесть кадров. Потом - смена поколений, да и разлом в стране не прошел бесследно… Текучесть кадров возросла во всех производствах. У металлургов в прошлом году она достигала уже 9,6%. Новое поколение явно требует новых подходов. Вы с этим согласны?
- Да, новое поколение - другое, эти 20 лет не прошли бесследно. Сегодня иные запросы, требования, а мы нередко продолжаем жить по старинке: “Не нравится работа? - Уходи, другого дадут”. А времена, когда в отдел кадров стояли очереди, проходят. Человеку есть куда пойти - то новый магазин в городе откроется, то фирма, где востребованы рабочие специальности. К тому же в этом году из производства уходит очень много ветеранов. Возраст дает себя знать, да и работа в тяжелых условиях, с повышенной опасностью…
Заводская служба по персоналу постоянно проводит социологические опросы, мониторинг процесса закрепления кадров. Знаете, ведь по большому счету, кроме жилья, которое выделялось в советское время, остальные льготы на нашем предприятии сохранены. А текучесть увеличилась. С удивлением для себя обнаружил, что, судя по опросам, работники на первое место по важности сейчас ставят даже не зарплату, а условия труда, организацию рабочего места и взаимоотношения руководителей с рабочими. Словом, время диктует новые решения.
-…Словом, время диктует новые решения, – продолжает Виталий Корнилов. – У нас в МтП есть договоренность с заводом, что мы наших уволившихся ветеранов, самых опытных, знающих, принимаем вновь по срочному договору – для обучения молодежи. Таким образом пытаемся снивелировать падение квалификации рабочего персонала, связанное со сменой поколений.
Если раньше в металлургическом производстве ежегодно бывало 2–3 конкурса профессионального мастерства, то теперь… девятнадцать! Такие конкурсы – это одна из самых эффективных форм обучения. Традиционным становится конкурс на звание лучшего мастера. Для большей объективности мы ввели в него до 20 критериев оценки. Более 300 мастеров проходят через этот конкурс, где победить непросто, выбирают всего 10 человек. Причем слепая удача тут не поможет – участникам нужно и литературу соответствующую почитать, и самому сделать сообщение на востребованную производством тему.
Конкурсы профмастерства среди начальников цехов и отделов – это тоже новые веяния. Мы предлагаем им найти выход в ситуациях, которые подсказывает реальная жизнь цеха или отдела. В МтП все – от директора до мастеров – прошли обучение “бережливому производству”, это тоже должно нам помочь в поиске ответа, каким образом мы можем изготовить дополнительные объемы к плану за полгода.
– Металлургам придется непросто. Ведь в производстве 3-сменный режим работы. В субботы работают две смены, да и в воскресенье первая смена не редкость… Сегодня в МтП не хватает численности около 100 человек. Причем в список “дефицитных” профессий попали даже плавильщики! А ведь когда-то на эту работу можно было устроиться только по самым авторитетным рекомендациям…
– Вот это как раз в первую очередь связано со сменой поколений. Действительно, сегодня нам нужны плавильщики в цеха № 11-1 и 13-4, а также водители погрузчиков по развозке жидкого металла. У плавильщиков самого низкооплачиваемого, 3-го разряда зарплата от 16,5 тыс. рублей. У водителей погрузчиков по развозке жидкого металла – от 16 тыс. руб. Но это только стартовая сумма, на которую идут различные “накрутки”. Отпуск плавильщиков – 42 дня, водителей – 38 дней. Словом, преимущество есть, и думаю, по этим профессиям мы ситуацию вскоре поправим.
Ну а среди других дефицитных профессий в МтП – слесари-инструментальщики, станочники, слесари-ремонтники, электромонтеры, кузнецы-штамповщики, крановщики… Вот обратилась к нам группа молодых людей из Татарии, крановщики. Могли бы работать, но ведь на заводе трудно получить общежитие. А платить по 8 тыс. рублей за съемную квартиру – далеко не каждому такое по карману…
Конечно, производство будет использовать все возможности, чтобы выполнить задание завода, находить и использовать все резервы. У этой ситуации я вижу и оптимистичную составляющую: есть спрос на автомобили – будет расти и зарплата, благосостояние коллектива. Гораздо хуже, если бы покупатели не брали нашу продукцию. Я бы призвал всех металлургов и вазовцев вообще в первую очередь сплотиться в единую команду – вместе мы справимся!
Рина Маркова.
http://www.ladanews.ru/cgi-bin/lnews...883&number=201