Автозвук и МультимедиаМузыка в автомобиле и видео. Магнитолы, акустические системы, усилители. Как построить "звук" и изображение в автомобиле Лада Калина.
Я не стремлюсь к участию в соревнованиях, но ценю хороший звук. и не хочу терять функциональность авто, так как дача, да и по работе использую. В то же время приходится разочаровываться в дорогих вещах, ибо сейчас, как никогда, расцвели законы дикого маркетинга. Лет 7 назад случилась такое событие. Мой друг, имея Хонду Элемент с недешевой штатной инсталяцией, с сабом, послушал звук в моей Окушке (Кенвуд KDC-W7537UY, Иволга Ivolga VC 6,20, обошлось мне около 8т. руб.), сказал: "Эх, вот это звук, мне бы такие высокие! Слитный, целостный звук, а у меня какой-то рассыпчатый." Возможно, суть в том, что Kenwood KDC-W7537UY - это 24-битный цифроаналоговый преобразователь Wolfson, в то время как наиболее часто используется DAC Burr-Brown. Но суть в том, что стоимость оригинальных голов для японских авто менее 2000 уе. я, когда работал с запчастями на японцев, не встречал. Поэтому придерживаюсь правил:
1. тщательный отбор элементов аудиосистемы в ценовой группе, которую можешь себе позволить, по принципу наилучшего соотношения цена - качество.
2. Осознание и применение очередности приоритетов использования компонентов с более высокой ценой и качеством. Т.е, на том , что больше влияет на звук и позволяет безболезненно апгрейдить систему в дальнейшем, не экономим.
3. Применение хорошо зарекомендовавших себя приемов в акустике, при игнорировании абсурдных, несоответствующих ценовой категории приемов и элементов, а также ухудшающих функциональность авто.
В результате, я точно знаю, что, имея систему за 5000р, можно "уделать" 80% систем за 10000р, а иногда кое - что и за 50000р.
Итак, моя ситуация. Калина - универсал, с Пионером DEH-2220UB, и коаксиалами в задней полке пионеровскими же TS-A6902i. Терпел и собирался, но руки не доходили. Единственное, что сделал - это виброразвязку динамиков, просто посадил их через слой силикона, так, чтобы при нажатии пальцем они просаживались. В результате понизился диапазон НЧ и практически исчезли хрипы, практически до включения на полную. В итоге, стало возможным убрать НЧ до 0, что значительно снизило 100гц бубнение (частота регулировки магнитолы на НЧ - 100 гц.), и при этом оставался на что-то уже похожий низ. Но коаксиалы есть коаксиалы, с морозами захрюкали, и я наконец был вынужден принять меры.
Добавлено через 56 минут
Итак, исходя из ценонепредсказуеморастущей ситуации, остановился на возможно низкобюджетном варианте.
1. Оставаясь под впечатлением прошлого Кенвуда (теперь им наслаждается мой сын), в итоге остановился на Keenwood KMM-BT34. Без СД (лишние деньги), с поддержкой по Блютусу телефона, понимает flac, ну и богатейшие настройки по НЧ. 3000 с небольшим, сейчас жалею, ибо тут, как у всех, Burr-Brown, и той прозрачности увы, нет. Звук ничем не лучше какого-нибудь JVC или даже Пионера. Впрочем, в этой ценовой категории, особенно с учетом возможностей по НЧ ему конкурентов я не нашел.
2. Фронт. Коаксиалы в принципе для авто неприемлемы, этот вопрос для меня закрыт раз и навсегда. ВЧ. Успел прикупить в Китае по нормальному курсу Хейлы. Купольники, по определению, дотянуться до них не могут. Саб - до лета, поэтому остановил свой выбор на низкочастотном варианте мида Morel Maximo 6w. Но, поскольку Волгоград традиционно отличается отсутствием в продаже оптимального товара, пришлось отложить до лучших времен. Принципиально не хочу поддерживать несуразный доллар. В итоге временно решил остановиться на оставшейся VC 6,20. Зарекомендовала она себя отлично: дует смело от 40 гц., полную мощь магнитолы держит, достаточно ясный звук, можно говорить и о приемлемой микродинамике. Брал в свое время, на распродаже Техносилы, за 300р комплект (тогда они стоили около 1700р.) Подвешивать однозначно, особенно учитывая, что чем бюджетней динамик, тем более заметно улучшение. Ну и приобрел кроссы Kicx на Авито.
3. Тыл. На той же распродаже в свое время, за 300 р. Иволга VC 4,0. Раньше я с ними экспериментировал, и получились такие готовые для установки модули с ПАС, для подзвучки вполне сгодятся.
4. Попался недорого Саб Кенвуд KFC-2509, 10 для стелс, самое то. По параметрам понравился, 22 оптимал для ЗЯ, приемлемая частота резонанса при нормальной (заявленной) чувствительности, и главное, с относительно легким диффузором, что позволяет надеяться на достаточно быстый звук. Тут долго не выбирал, подвернулся, а терпения не хватило! Но это летом. Пока потихоньку будем подыскивать усилитель.
Скромные компоненты выбраны с прицелом на качество звука, хотя все компоненты чувствительны, и, как следствие, не самые тихие.
Как делался тыл, долгий путь поиска, замеры, графики, подробно тут: http://www.tornadoacoustics.ru/forum/24-125-1
Начал с того, что увлекся идеей акустического оформления Торнадо, и стал экспериментировать. В итоге нашел наилучшее акустическое оформление для Иволги VC4,20 - ПАС. Вот её импеданс:
Для начала взял трубу - подложку от линолеума, на нее одел парочку колец, из ДСП:
Нанес кольцо из силикона, и сверху на него положил кольцо для крепления динамика, идущее в комплекте:
Силикон нужен для исключения жесткого крепления головки к основанию. Это исключает передачу вибраций корпусу, снижает искажения самого динамика. Благотворно влияет почти на все типы акустического оформления. Наилучшее решение - подвес на нити, с изоляцией тылового объема тонкой резиной, но в данном случае это приведет к некоторому увеличению размеров, да и проблематично при наклоне или ориентации динамика вверх. То, что головка при движении будет болтаться, возможно, даже хорошо: что-то попадалось про "гармонизатор".
На панель наносится сверху еще слой силикона, и на него головку. В результате при нажатии пальцем на динамик он просядет. Впрочем, грамотные производители АС всегда крепят динамические головки через мягкие материалы.
Сзади труба закрыта крышкой, состоящей из 3 частей. 2 панели, с соосными отверстиями, между ними хорошо натянутая ткань. Отверстия, ткань, подбирались по импедансу. Вот вид сзади:
Конечный файл не сохранился, но вот предпоследний график импеданса ПАС:
Как видим, резонанс практически полностью подавлен, и головка имеет ровную АЧХ в нижней части. В то же время, как показало прослушивание, берет достаточно низко - звучание комфортно мягкое.
Вот модуль в сборе, в принципе, его можно засунуть в подиумы, подвесить под торпедо.
Я же нашел ему вот такое применение:
Звук направлен вверх, что дает эффект повышенной объемности, и не бьет по ушам задних пассажиров.
В машине, позже будет фото получше:
Для размещения 6 дюймового динамика на обшивке двери вырезаю кольцо из 10-мм фанеры по штатному месту, но, поскольку штатный размер 5 дюймов, вырезаю еще одно кольцо, под 6. Перепад диаметров снаружи проклеиваю полоской поролона, и всё это обтягиваю винилкожей:
Изнутри к обшивке крепится винтами. Пока никакой виброзащиты. Это летом, да и послушать интересно, насколько поможет виброразвязка.
Динамик также сажается через силикон, для подстраховки дополнительно прикрутил штатными винтами, но обязательно через резиновые втулки, и толстые мягкие резиновые шайбы.
АЧХ, в комнате, получившейся конструкции, с неравномерностью 6 дб в полосе 40 - 7000гц. Совсем неплохо!
ВЧ динамик - Хейл из поднебесной. http://ru.aliexpress.com/item/Air-Mo...mmendVersion=2
Звук производится за счет сжатия - растягивания складок мембраны а-ля меха гармони, в результате чего имеется практически безинерционный излучатель. А это хороший диапазон, низкие гармоники, хорошая линейность.
Третий участник - кроссовер Kicx, бу с Авито. Сначала использовал как есть, но потом, получив неожиданно высокий уровень пионеровски несбалансированных ВЧ и к тому же их пропадание, пропаял выводы, и задемпфировал динамик на пониженном ВЧ выходе резистором 10 ом.
Последний раз редактировалось Tornad; 08.02.2015 в 20:10..
Снял центральную консоль, и благодаря этому провел провода от пищалок кратчайшим путем, под торпедой, практически вдоль лобового стекла. Там же и определилось место для кроссоверов:
Немного поэкспериментировав, нашел расположение Хейлов, в итоге получилось так:
Перед сборкой дома замерил на скорую руку АЧХ пары через кроссовер, еще без шунтирующего резистора, частота раздела около 4,5 кгц:
Серьезно относиться не стоит, условия замера, хоть и в домашних условиях, были некорректны. Например, шум компьютера серьезно влияет. Но, главное, можно оценить частотную сшивку на хорошо. С учетом расположения динамиков снижение уровня для ВЧ динамика, будет компенсировано.
Всё, искомое достигнуто. Остальное - летом. Это шумка, нормальные провода до динамиков, до магнитолы (пока всё штатное), подвес ВЧ. Проставка между обивкой и металлом двери. Получше мид с разворотом вверх и назад, с его полноценным подвесоми т.д.
Итак, что получилось? Общая стоимость - 5,5 - 6 тыс рублей, 2 дня на установку, в 20 градусный мороз. Понятно, не до шумок, не до проводов. Отличия от штатной установки - ПАС, виброизоляция динамиков, нестандартный твиттер.
Ну а что со звуком?
НЧ. Богатые, продуманные настройки диапазона НЧ Кенвуда позволили получить мягкий, плотный, насыщенный звук, с хорошей отработкой самого нижнего диапазона. Вчера сын моего друга, накупивший себе в машину пару усилителей, сабвуфер, сев ко мне в машину, через пару секунд спросил: "Дядь Саш, а где у вас сабвуфер размещен?" Конечно, характерный для дверной штатной инсталяции вибрирующий призвук с недозвуком, присутствует, но мириться с ним можно, со временем его почти не замечаешь. Это кардинально отличается от того, что я слышал в других машинах. При большой мощности что-то в дверях дребезжит, надо было всё проверить при установке, но на обычной мощности все хорошо. На быстрой музыке чувствуется отличная атака и динамика. Раньше эта Иволга у меня стояла в 5-ке, в мощной полке, с полной изоляцией багажника. Тогда НЧ чуть запаздывали. Не знаю, чем объяснить, виброразвязкой здесь или избытком объема тогда (но головки-то фри-эйрные!). И, всё-таки, это не саб, саб нужен!!! На большой мощности появляются хрипы, но при штатной проводке они совершенно неизбежны. Также хотелось бы порезать низ с тыла, но тут возможности магнитолы ограничены.
СЧ. При отключенных пищалках заметны искажения, особенно на голосе, независимо от мощности - напоминают клипирование. Впрочем, неискушенные слушатели отмечают отличную чистоту звука . Сначала грешил на динамики, думал тыловые 4-ки слабоваты, но один в один это проявилось и на 6-х фронтах. В предыдущей инсталяции был кристальной ясности звук, почему я и склонен винить в этом DAC Burr-Brown. На эту тему мне попалась информация, увы, без ссылки на первоисточник:
"В отличии от всех других S/PDIF приёмников ( в.т.ч DIR9001) на основе ФАПЧ, подавляющих джиттер только с частотами выше 10кГц (т.е неэффективных для подавления дрожания в наиболее заметной на слух части звукового диапазона), Wolfson WM8805 снижает паразитное дрожание начиная с частоты 100Гц ! И потому обеспечивает более точную звуко передачу + имеет 8-мь входов, что позволяет упростить построение многокомпонентных аудиосистем... "
Может, конечно, и усилитель магнитолы неудачный.
ВЧ. После корректировки кроссовера мне представляется идеальным. Мягкий, естественный звук. Эксплуатирую на 0 регулировке ВЧ. Напоминает ламповый эффект, когда, вне зависимости от уровня высоких в записи, все четко и ясно слышится, и нужды корректировать АЧХ нет. Потрясающее отыгрывание резкой атаки. На хороших записях это буквально гипнотизирует. Отмечал на щелчках, стуке палочек, каких-то барабанах или бочках (не знаю названия), коммутационных шумах при переключении гитарных эффектов. Микродинамика тоже хороша. В общем, после хейлов больше ничего слушать не хочется. Недостаток - максимальная мощность 30вт, из-за чего я и применил фильтр 2 порядка и зашунтировал головку резистором, что пошло только на пользу звуку.
С локализацией, конечно, туго. Хотя, если сесть посредине машины, то сносно. Но тут расположение и ориентирование мида, расстояние до твиттеров... это приговор.
В целом мне очень нравится звучание, в машину иду с нетерпением. Тональный баланс в моем вкусе, отличная объемность. Некоторые расхождение особенностей АЧХ фронта и тыла тут сказываются весьма положительно.