С начала декабря оптовые цены на топливо существенно снизились. За тонну нефти предлагают почти на 500 рублей меньше, чем месяц назад. Оптовая цена бензина упала на 10-35%.Однако нефтяные компании не спешат снижать цены на розничное топливо. По данным ИЦ «Кортес» с 28 ноября по 5 декабря цена на бензин Аи-80 снизилась на 10,1%, Аи-92 на 10,7%, Аи-95 на 9%, а солярка на 9,6%. По словам экспертов, реальная стоимость розничного 92-го бензина должна быть на уровне 16-17 руб./л, а не 20,5-22,49, как в настоящее время, сообщают Ведомости.
В настоящее время торговля топливом в розницу приносит нефтяным компаниям существенный доход. Даже Владимир Путин признал, что нефтяники в настоящее время могут возмещать убытки на внутренних потребителях: «Нефтяные компании терпят убытки и в связи с тем, что мировые цены упали, и в связи с тем, что налоги еще остались достаточно высокими». «И конечно, они стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. Это правда», - заявил Владимир Путин.
Минэнерго внесло поправки к техрегламенту, запрещающему производство топлива ниже норм Евро-3. В ближайшие пару лет в России будут продавать бензин с нормами Евро-2. Сообщается, что поправки были внесены по просьбе крупнейших нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов. По их словам реконструкция предприятий будет стоить слишком дорого.
Если для нефтяников и потребителей (топливо не должно подорожать) решение кажется выгодным, то для автопроизводителей это означает меньший ресурс моторов, в особенности дизельных. Издательский дом "Коммерсантъ", сообщает, что в настоящее время около трети отечественного бензина не укладывается даже в либеральные Евро-2, также большинство производимого в России дизельного топлива продается с повышенным содержанием серы и не соответствует нормам Евро-1. Помимо снижения ресурса двигателей это приводит и к общему ухудшению экологии. Особенно странными кажутся поправки, если вспомнить, что в России запрещено продавать автомобили, чей выхлоп не соответствует нормам Евро-3 (отметим, что для грузовиков в Европе уже действуют сверхжесткие эконормы Евро-5).
Напомним, что ранее правительство также отменило дифференцированные акцизы на бензин в зависимости от его качества. Минфин предлагал в 2009 году брать с нефтеперерабатывающих компаний акцизы на бензин в зависимости от качества топлива, однако нефтяники заявили, что не готовы вкладывать в реконструкцию заводов. В итоге власти перенесли дифференцированные ставки на 2011 год.