тмю, в ВУЗ-ах изучают такой предметы как Теоретическая механика и Споромат. Те кто их изучал, думаю поймут в чём дело и без пояснений. Но...
Всё дело не в том, что токи пуска холодной лампы многократно выше номинала, а в том, что при таком режиме розжига нити накала сама спираль нити физически не способна прогреваться равномерно. Причина банальна: токоподящие электроды имеют многократно большее сечение нежели сама нить накала. А это в свою очередь означает, что при прогреве они будут служить своего рода теплоотводом для нити накала. Следовательно нить будет быстрее греться в её средней части и медленнее на краях.
При таких условиях разогрева нить будет расширяться неравномерно, т.е. в нити образуется механическое напряжение.
Вот это самое мех. напряжение и есть основная причина выхода из строя ламп накаливания. Наблюдательные наверняка заметили, да и статистика по перегоранию ламп, что абсолютное большинство из них сгорает именно при включении.
Личный опыт: на отцовом АЗЛК 2140 в 1994 году мною была установлена схема двухступенчатого включение нитей ламп ДС и БС (Н4 лампы). Схема представляла собой дополнительное реле фар, включением которого управлял транзисторный ключ. Задержку включения определяло время зарядки электролитического конденстаора в цепи базы транзистора до напряжения 4,5 Вольта. Контакты реле замыкают включенный в разрыв цепи питания ламп нихромовый резистор (номинал подбирался из соображений одинаковости бросков тока при включении фар и замыкания гасящего резистора.
Схема не идеал - была мысль отвязать её от емкости и привязать к реальному напряжению на нити накала, но не случилось.
Она схема работала в паре с венгерскими галогенками 100/80Вт.
Есть ли польза от плавного включения?
Оны автомобиль был сдан по утилизации за теперешнюю калину в мае 2011 года. ТЕ самые галогенки были сняты и отданы брату на М-2141, где и сейчас в добром здравии...