Экспериментально было определено, что чем больше масла я доливал в коробку - тем тише она становилась. Масло было SHELL SPIRAX S5 ATE 75W90. Брал в официальном, единственном в городе, фирменном магазине. Синтетика. До минус 45-50. Дико дорогое, 450-500р за литр. Для Кубани - полный маразм. И какие только черти меня дернули его залить после обкатки - до сих пор не понимаю. Хорошо хоть остатки от 4л канистры были на долив.
Напомню, что после заливки 180мл чуда американской промышленности ER шумы стихли, но оставались при сильной жаре в пробках. И непосредственной причиной их стихания оказалась не эта непонятная смесь, а просто поднявшийся уровень масла, который в рамках продолжения эксперимента был доведен до середины щупа коробки. Это при том, что разница между метками мин-макс всего 1 см где-то на кончике щупа. А щуп длиной сантиметров 15.
Ни каких протечек и утечек не возникло, но большие головы с форума заверили, что в мороз точно полезет через сапун. Сам не проверял, не знаю. Наверно еще от масла зависит.
В ходе баловства с ER и доливками масла выяснилось, что и без того не очень хорошее включение передач становилось всё невнятнее. Первая так вообще втыкалась только после небольшого мастурбатического этюда с рычагом. В итоге мне это надоело, и тотальному изучению была подвергнута информация по маслам и по устройству и принципу работы синхронизированных КПП переднеприводных автомобилей.
Итогом изучения стали следующие сведения:
1. Масла класса GL-5 для таких коробок крайне нежелательны. А говоря честно - просто противопоказаны. Дело в том, что они чрезвычайно сильно снижают трение. А переключение передач в наших КПП (синхронизация вращения шестерни и вала) осуществляется именно за счет трения! Нет трения - нет синхронизации - нет переключения. Во всех букварях для синхронизированных КПП отечественного автопрома рекомендованы масла исключительно класса GL-4. Кому интересно - курить матчасть. Интернет полон сведений. Последствия длительного применения GL-5 в таких КПП - жестокий износ шлицев муфт синхронизаторов и соответствующих им шлицев шестерен из-за плохой синхронизации при переключении передач. Поскольку верить нельзя никому, решено было проверить эти статьи на себе. В плохой синхронизации я убеждался в течении 1,5 лет, постоянно трахаясь с первой передачей, пока дошло, в чем фокус.
2. Масла с классом вязкости по SAE 75W90, преимущественно синтетика, рассчитаны на очень суровые морозы, и в жаркую погоду сильно разжижаются (не смотря на все заверения), что не способствует уменьшению люфтов и снижению шумности наших коробок. Наилучшим вариантом на лето было бы масло чисто летнее с классом вязкости по SAE 90. Но зимой с ним наплачешься, ибо замерзает уже при минус 12.
3. Из всесезонки трансмиссионные масла класса GL-4 теоретически бывают по вязкости от 75W80 до 85W90. У последнего температура застывания -25, рассчитано на жаркий климат. Но найти его на практике оказалось нереально. Все масла в широкой продаже с вязкостью 85W90 относятся к классу GL-5, предназначены для редукторов тяжелой техники, типа КамАЗ, работающей в адских условиях, и нам противопоказаны.
В итоге было решено остановиться на простой отечественной минералке, но с пакетом качественных импортных присадок класса GL-4 с вязкостью 80W90, которого везде полно. Температура застывания -30. Ни нашим, ни вашим. Для Кубани сойдет. Тут -30 бывает раз в 10-15 лет. А -25 - раз в три года.
Я выбрал наклейку Лукойл, хотя продавцы заверили, что масла с наклейками Лукойл, Роснефть, ТНК и еще ряда фирм, делаются на одних и тех же заводах и ни чем не отличаются. Думаю, этому можно верить. Во избежание палева была куплена канистра 4л масла ТМ-4 (GL-4) 80W90 в магазине на заправке Лукойл. ТМ - это российская классификация, соответствующая международной GL. Куплена аж за целых 465 рублей. (ВСЯ канистра за 465р!). Сравните с шелловской синькой по 450р за литр.
Слил синьку GL-5 залил россейскую минералку с присадками GL-4.
И, други мои, вы не поверите. Сказать, что я поражен - ничего не сказать. Цензурно эту гамму чувств выразить довольно трудно. В сочетании с копеечной ценой, изменения в поведении коробки просто нереальные! Если бы кто сказал - не поверил бы ни в жисть...
Во-первых, все передачи (и особенно первая!) втыкаются как у молодого - легко и непринужденно. Просто как-будто ничего не переключаешь, а просто рычаг передвинул, а передача уже включена. Ни тебе хрустов, ни усилий, ни задержек. Просто экстаз! Первые пол-часа хотелось ехать на первой-второй постоянно переключая взад-вперед. Ну не верилось! Первая стала втыкаться даже на 20 км/ч, а уж ниже 10 - так вообще мизинцем.
Во-вторых, шумы в коробке затихли еще лучше, чем при переполненной дорогой синькой коробке, при том, что масло стоит на отметке макс (при заливке сделал чуть больше, но потом разошлось). Теперь не шелестит, не стрекочет, не цокает. И почти не воет, только самую малость, мягенько. В самую сильную жару и основательно прогревшись, стрекотать немножко начинает, совсем тихо. Думаю, если долить грамм 200 сверху максимума, по опыту с синькой - и это наладится.
Ну а где же минусы? За всё надо платить, как водится. Минус нашелся. Обратил внимание, что при выключении движка после подгазовки до 2-3 тыс. мотор стал быстрее затихать, особенно когда коробка не сильно прогрета. Сказалось увеличение трения. Возросли потери.
Проверка на трассе показала, если на синьке GL-5 при равномерном движении по горизонтальной дороге со скоростью 90-100 на пятой передаче приборчик показывал расход 4,5-4,6 л/100км, то на лукойловской минералке GL-4 стал показывать 4,8-5,0 л.
Вот и плата: плюс 300-400 грамм 95 бензина на сотню. Примерно 12-15 рублей.
Т.е расход топлива вырос примерно на 6-7% по сравнению с синтетикой. Данные, конечно, весьма приблизительные.
Но зато комфорт какой! Победив подешевке сверчки салона, рейку, а теперь и КПП, чувствую себя как в иномарке за 700 тыс.
Только немножко жаль 2000р за Shell и 1040р за ER. Не в коня корм. Всё решалось пятихаткой.