Это результаты всех квалификаций и гонок – первая десятка на старте и на финише. Чемпионат на этот раз оказался на неделю длиннее прошлогоднего – с восемнадцатого марта по двадцать пятое ноября. Четыре месяца вместили в себя по три гонки – июль и все осенние. В августе гонок не было вообще, остальным месяцам досталось по две. Таким образом, почти половина чемпионата выпала на осень, а в самый гоночный летний период состоялось всего пять этапов. Самая быстрая квалификация опять состоялась в Бразилии: время победителя (Льюиса Хэмильтона) 1.12.458. Самый длинный круг в Спа, но он пал жертвой английской погоды – квалификационный круг в Сильверстоуне обладатель поула преодолел за 1.51.746. Хэмильтон же выиграл и самую стремительную гонку: в Италии он преодолел дистанцию чуть меньше, чем за час-двадцать. А Фернандо Алонсо ему в противовес одержал самую медленную победу – в Малайзии гонка длилась без четверти три часа. Более чем в два раза дольше! Кстати, английский поул тоже на счету испанца. Еще одна двухчасовая гонка состоялась в Сингапуре. В Испании пилотов, стоящих на первом ряду, разделили семнадцать тысячных секунды – именно столько не хватило Алонсо для домашнего поула. Зато в Китае двух пилотов "Мерседеса", стоящих на первом стартовом ряду, разделило 0,570 секунды. С отставанием в квалификациях вообще изрядная путаница, потому что регулярно кого-то наказывали и перемещали по решетке. Постарался отметить все такие случаи звездочкой. Никому из гонщиков не удалось на всех двадцати этапах попасть в первую квалификационную десятку. Ближе всех к этому достижению оказался Льюис Хэмильтон – не хватило одного раза. А в гонках самым стабильным был Кими Райкконен – также лишь единожды копилка финна не пополнилась по окончании заезда. Характерными для нынешнего чемпионата стали на редкость плотные финиши. Лишь дважды в сезоне закончившие гонку результативно пилоты не попадали в один круг с победителем. Трижды второго призера от первого отделяло меньше секунды. В этом, конечно, есть немалая заслуга пейс-каров под самый занавес. Самая убедительная победа в активе Себастьяна Феттеля – В Японии он опередил Фелипе Массу на 20,639 секунды. Правда, почти с таким же преимуществом в Китае финишировал Нико Росберг. Самой длинной дистанцией отличается малазийская гонка – более 310 километров. Это на пятьдесят километров длиннее, чем замысловатая петля в княжестве Монако. Из-за досрочной остановки чуть не дотянула до трехсоткилометровой отметки гонка в Сингапуре. География чемпионата расширилась – формула-1 вернулась в США. Всего в обеих Америках состоялось три гонки. В лидерах Европа и Азия – по восемь этапов. Сдает позиции старушка…
__________________
Быть может, тот, кому ты смотришь в спину, не знает сам, каков он со спины.
Посмотрим, как развивалась борьба в личном зачете и кубке конструкторов от этапа к этапу. Всего результативно выступили восемнадцать пилотов и девять команд – стандартное число для последнего времени. Это все дееспособные коллективы – новички (условные – который сезон уж мотают) пока решают более скромные задачи. Исключение – заменявший Романа Грожана Жером д'Амброзио. Он мог стать девятнадцатым в очковой зоне, но не использовал свою единственную возможность. Интересно, что сформировался список из восемнадцати фамилий практически сразу – после четвертой гонки. Последним в число счастливчиков попал Фелипе Масса. Раньше всех с набором очков покончили Нико Росберг и Серхио Перес: их итоговая сумма сформировалась по итогам четырнадцатого этапа. Команды набирали очки еще веселее: всего две гонки потребовалось, чтобы у всех девяти на счету хоть что-нибудь да было. На этот раз только трое пилотов добыли более двухсот очков. Еще двое остановились в шаге от этой отметки. Всего семь гонщиков начали отсчет второй сотни очков. Это все пилоты Большой тройки и Кими Райкконен, который сам себе Большая тройка. В кубке конструкторов преимущество "Ред Булла" заметное, но не такое обескураживающее, как год назад. На пару с "Феррари" Красные Быки шагнули за четыреста очков. "Мак-Ларен" раздарил соперникам столько баллов, что самим хватило только на три четверти четвертой сотни. Больше трехсот набрал еще и "Лотос". Дальше – пропасть. Первым разменял сотенный рубеж Алонсо – после восьмого этапа. А вот за двести они ступили уже вдвоем с Феттелем – еще восемь гонок спустя. Фелипе Масса набрал свою сотню только за этап до окончания чемпионата. Ровно тогда же Кими Райкконен пошел на третий круг. В командном зачете сотня первой покорилась "Ред Буллу" – после четвертой гонки. После девятой у Красных Быков было уже за двести, после пятнадцатой – за триста. Лидер чемпионата менялся в общей сложности восемь раз. При всем при том в разное время зачет возглавляли четверо пилотов – Баттон, Хэмильтон, Алонсо и Феттель. Чаще других на первой строчке красовался Фернандо – ровно половину сезона. Будущий чемпион был первым после семи гонок. Баттон только в самом начале покрасовался в лидерах, потому как выиграл первый же Гран-При. Два раза посчастливилось Льюису. Алонсо трижды возглавлял чемпионат и трижды лидерство упускал. Что интересно, именно он и наиболее стабилен в этом плане – лидировал на протяжении восьми этапов подряд. К сожалению, потом его буквально выбили и колеи… На счету испанца и максимальное преимущество над вторым призером – сорок очков после одиннадцатой гонки. Минимального преимущества не было: по итогам пятого этапа в чемпионате установилось двоевластие. В целом же для личного зачета было характерно постоянное тасование позиций – первая шестерка шла довольно плотно. Порой пилот, следовавший в чемпионате четвертым-пятым, ухитрялся после очередной гонки стать лидером. В кубке конструкторов лишь три гонки возглавлял зачет неплохо стартовавший "Мак-Ларен". Далее бремя лидерства взвалил на себя "Ред Булл" – и так до конца и дотащил. После семнадцатого этапа Красные Быки довели свое преимущество до девяноста одного очка. И не над "Мак-Лареном" уже, а над "Феррари". Минимальное превосходство "Ред Булла" составляло девять очков – ровно тогда, когда они воцарились на первой строчке протокола, по итогам четвертой гонки. В первой шестерке помимо пилотов трех основных команд по разу присутствовали оба пилота "Заубера", какое-то время там светился Нико Росберг, а основным нарушителем субординации стал, конечно, Райкконен. Зато Фелипе Масса ни разу в шестерку не попал.
__________________
Быть может, тот, кому ты смотришь в спину, не знает сам, каков он со спины.
Пора бы уже забыть прежнюю систему начисления очков, но по привычке пересчитываю результаты по принципу 10-8-6-5-4-3-2-1. Как и годом ранее принципиальных изменений не случилось. Если быть точным, то произошло три перестановки. Поменялись местами пилоты "Мак-Ларена" – Льюис Хэмильтон уступил четвертое место Дженсону Баттону. У Хюлькенберга и Кобаяши суммы одинаковые, но по лучшему результату впереди японец. Пастор Мальдонадо обошел Пола ди Ресту. Дэн Риккьярдо вовсе остался без очков. Преимущество Феттеля над Алонсо, и без того не великое, совсем растаяло – ровно один балл. Вот она – плотность результатов! Что касается, кубка конструкторов, то там не изменилось ровным счетом ничего – все позиции сохранены.
__________________
Быть может, тот, кому ты смотришь в спину, не знает сам, каков он со спины.
Неофициальный квалификационный зачет на этот раз куда как интереснее. И совсем не отражает картину, сложившуюся в чемпионате! С заметным (а по сравнению с гоночным зачетом просто с громадным) преимуществом здесь лидирует Льюис Хэмильтон. И его результат (за три сотни) гораздо весомее чемпионских цифр Феттеля. У Льюиса же самый большой положительный крен в сторону квалификаций – сто двадцать шесть очков. И если, как уже ранее условились, упрощенно считать, что квалификационный результат отражает чистую скорость пилота, то ситуация вырисовывается следующая: Хэмильтон недобрал очков минимум в два раза больше, чем любой из конкурентов! Тут время вспомнить, чего достиг на этом поприще Себ. А Себ-то взял еще четыре лишних очка! И даже с их учетом, выступи Льюис в гонках столь же убедительно, как в квалификациях… Понятно, кого бы в таком случае короновали. Интересно, что положительный квалификационно-гоночный баланс только у шестерых пилотов. И у всех достаточно заметный: шестьдесят, сорок, тридцать очков. Совсем не удивительно, что фамилии в этом списке самые боевые: Шумахер, Мальдонадо, Грожан, Уэббер. В большинстве они сами себе портили статистику. К примеру, Грожан в квалификациях выступил вполне на уровне своего напарника. А Михаэль даже превзошел Росберга! Это при том, что тот тоже в плюсе. В число главных трудяг чемпионата попали Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. Больше всего "лишних" очков наскреб (ну кто скажет, что неожиданно?) именно испанец: ценное качество компенсировать недостаток скорости машины грамотным пилотажем. Почти сотня лишних баллов – плохо разве! При двух сходах не по своей вине, замечу вскользь. Райкконена не критиковал по ходу сезона только ленивый, а финн-то на семьдесят восемь очков быстрее собственной машины оказался! С Фелипе Массой ситуация не столь однозначна. Вроде и разница отрицательная, а проигрыш напарнику все едино большой. И не попал Масса, кстати, даже в квалификационную десятку. Удивительно выступил Камуи Кобаяши – абсолютно идентичные суммы на свой счет записал! На сколько мог, на столько и проехал – один в один. Почти так же угадал Дэн Риккьярдо. Совсем не набрал очков за квалификации Жан-Эрик Вернье. Кстати, по общей сумме впереди все равно Феттель. Забавно, что у Алонсо ровно на сто очков меньше. В командном зачете борьба развернулась острейшая. И "Мак-Ларен" на один балл обыграл-таки "Ред Булл"! Опять же благодаря чему? Более ста очков составила положительная разница между квалификациями и гонками. А у Красных Быков втрое меньше. Но приятно, что Серебряные стрелы хоть всего на очко, но быстрее. У "Феррари" оба пилота в минусах, потому и в тройку командного кубка Скудерия не попала. Ровнее всех выступила "Форс Индия". А по общему числу чемпион "Ред Булл" – чудес не бывает.
__________________
Быть может, тот, кому ты смотришь в спину, не знает сам, каков он со спины.
Теперь будем разбираться, кому удалось пополнить личную статистику новыми достижениями. Традиционно в формуле-1 среди статистических данных упоминаются победы, поул-позиции и лучшие круги в гонках. В нынешнем году в чемпионате стартовали девять пилотов, уже имевших на своих счетах победы. В течение года их список расширился до одиннадцати – дебютных побед добились Нико Росберг и Пастор Мальдонадо. Еще шестеро прибавили к ранее заработанным трофеям новые. Итого, стало быть, восемь победителей гонок – просто феноменальный результат, редко бывает больше. А если вспомнить, что первые семь гонок выигрывали сплошь разные люди – даже и комментировать не нужно. Больше всего побед опять на совести Себастьяна Феттеля – пять. Чуть не дотянул Льюис Хэмильтон – на одну меньше. А ведь мог бы, были шансы… По три раза красовались на первой строчке Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон. Марк Уэббер поставил себе на полку два кубка. По одному досталось Кими Райкконену и уже упомянутым Росбергу с Мальдонадо. Хэмильтон наконец-то начал отсчитывать третий десяток побед. А Алонсо подвел под ним черту. Теперь ближайший из великих для Фернандо – Найджел Мэнселл. Но ведь и Феттель уже подпирает… Вот и думай, кто из них раньше одолеет Биг Найджа! А там ведь и Айртон Сенна недалеко… Михаэль Шумахер по-прежнему остается несокрушимым со своими девяносто одной победой. Одиннадцать викторий у Фелипе Массы, одна – Хейкки Ковалайнена. Фелипе Масса – снова единственный из пилотов Большой шестерки, оставшийся без побед. Подряд гонки выигрывал только Феттель: на его счету серия аж из четырех триумфов. Что касается поулов, то их обладателей перед стартом сезона было больше – десять. К финишу прибавилось еще двое: те же Росберг и Мальдонадо. А всего семеро имели счастье стартовать с первого места. Чаще других Хэмильтон – семь раз. Себ чуть уступил – у него шесть поулов. По два раза квалификации выигрывали Алонсо и Уэббер, по разу – новобранцы и Баттон. У Себа теперь тридцать шесть поулов, и это сразу три огромных шага вперед: позади остались как Мэнселл, так и Джим Кларк с Аленом Простом. Хэмильтон сравнялся со своим предшественником по "Мак-Ларену" Микой Хаккиненом. Лучшие круги значатся в досье едва ли не каждого действующего пилота – у семнадцати человек. В нынешнем году этот показатель наиболее характерен для Феттеля, у него шесть лучших кругов. По два лучших круга у Райкконена, Баттона и Росберга. Еще восемь(!) пилотов записали на свой счет по одному быстрейшему кругу. Из них пятеро сделали это впервые. По общим показателям кроме грандиозного Шумахера выделяется разве что Райкконен – у него тридцать семь лучшим кругов. Любит и умеет финн это дело! Конвертировать поул в победу у пилотов получалось ровно в половине случаев – десять раз. Причем, сделали это семеро – только Кими Райкконен свою единственную победу одержал, стартуя не первым. А вот две самые дальние, но притом победные стартовые позиции на счету Алонсо: он выигрывал и с восьмого, и с одиннадцатого места. Только Феттелю удавалось дважды выиграть с лучшим кругом. Еще однажды это сделал Баттон. У "Мак-Ларена" с "Ред Буллом" потрясающее равенство по победам (по семь) и по поул-позициям (по восемь). По лучшим кругам Красные Быки впереди. Всего же шесть команд получали по ходу сезона победные кубки. Пять имели счастье видеть свою машину первой на стартовом поле. И семь поправили свою статистику, добавив туда цифр по лучшим кругам. Забавно, что среди последних нет "Феррари". Что касается общих результатов, я опять оставил все, как есть. С помощью сносок можно более-менее разобраться, кто и чьи достижения себе приписывает.
__________________
Быть может, тот, кому ты смотришь в спину, не знает сам, каков он со спины.
По остальным позициям ситуация вырисовывается следующая. Всегда интересно проанализировать, кто занял больше тех или иных мест. С победами все ясно – там чемпион Себастьян Феттель. Пять первых мест – пусть не рекордный, но достойный результат. Вторым призером чаще всех становился Фернандо Алонсо – так же регулярно, как Феттель первым. У Себа, Кими Райкконена и Дженсона Баттона по три серебряных финиша. Дважды стоял на второй ступеньке подиума Серхио Перес. А вот Массе, Уэбберу, Грожану и Росбергу посчастливилось лишь однажды. Но девять вторых призеров – убедительно! Алонсо же выиграл битву за третьи места – снова с магическим "круглым" результатом. А, к примеру, Райкконен и Льюис Хэмильтон замыкали призовую тройку по три раза. Феттель в этом компоненте на уровне Грожана – дважды красовался на пьедестале в качестве бронзового призера. Еще стоит отметить обоих пилотов "Заубера" и Михаэля Шумахера. Похоже, это последняя призовая позиция семикратного чемпиона. Будет, что вспомнить на пенсии! А в целом в первой тройке на протяжении длинной дистанции чемпионата успели побывать тринадцать пилотов. Полную коллекцию собрали Феттель, Алонсо, Райкконен и Уэббер. По четвертым местам также чемпион Уэббер: они покорялись ему шесть раз. Марк вообще их любит почему-то. Двух не хватило Массе, трех – Феттелю. Дважды был четвертым Баттон. Райкконен чаще других финишировал на пятой позиции. На раз меньше это сделал Фернандо. Кими выиграл спор за шестые места, но это скорее условность: среди их обладателей тринадцать разных пилотов. Это наименьшая кучность по очковой десятке. Михаэль Шумахер делал упор на седьмые места, их у него четыре. По три у Романа Грожана и Пола ди Ресты. Жан-Эрик Вернье и Дэн Риккьярдо чемпионы по восьмым и девятым местам – тоже по четыре раза на них приезжали. Бруно Сенна чаще всех набирал по одному очку за десятое место. Полностью собрать всю призовую десятку не сумел никто – максимум на девяносто процентов. Кими Райкконену для полной коллекции не хватило четвертого места, а Фелипе Массе – первого. В командном зачете картина такая. По победам паритет "Ред Булла" и "Мак-Ларена". Вторых мест больше других у "Феррари" – шесть. У "Ред Булла" и "Лотоса" по четыре. Единоличный лидер по третьим – снова "Феррари". Зато по четвертым с подавляющим преимуществом выигрывают Красные Быки – девять раз приезжали на этой позиции. Потрясающее равенство по пятым местам: "Феррари", "Мак-Ларен" и "Лотос" имеют их на своем счету по четыре. "Лотос" чемпион шестым позициям, "Мерседес" – по седьмым. "Мак-Ларен", "Форс Индия" и "Торо Россо" образовали триумвират главных специалистов по восьмым местам. "Заубер" и "Торо Россо" по четыре раза были девятыми. Утешительная десятая позиция чаще других доставалась пилотам "Вильямса" – и все стараниями Бруно Сенны. Максимально возможная коллекция у Скудерии и у "Лотоса": каждая из позиций присутствует в их досье.
__________________
Быть может, тот, кому ты смотришь в спину, не знает сам, каков он со спины.
dmitrijm, ты опять свалился в безабзацное повествование?
Читать неудобоваримо.
Не у всех хорошее зрение
Отнюдь. Все разделено не только на абзацы, но и на отдельные главы.
Скорость скоростью, но без стабильности далеко не уедешь. Ибо для того, чтобы выиграть гонку, нужно для начала в ней финишировать Основной показатель стабильности пилота (да и команды) – количество пройденных кругов. В последнее время большинство машин до финиша регулярно добирается, тем не менее, случается всякое. Полная дистанция сезона-2012 составляет 1193 круга. И тут бы сказать, что этот рубеж традиционно остался непокоренным, но… Если бы не Кими Райкконен! Одного-единственного круга не хватило финну до абсолюта! И ведь в самой последней гонке он его как раз и не доехал – какая досада. Но тем не менее! Конечно, можно порыться в архивах на предмет поиска аналогичных достижений. Больше 99,5% никто пока не набирал (это я не утерпел и порылся и обнаружил такой результат у Ника Хайдфельда в 2008 году). Так что Райкконен задрал планку на новую высоту. Кстати, что-то я не припомню за Кими такой уникальной стабильности. Но в архивы второй раз лезть неохота. А вот кому она точно всегда была свойственна, так это Фернандо Алонсо. Но испанца нынче подкосили два схода на первых кругах – только десятое место в итоге. В противном случае, большая вероятность, что быть бы тогда Райкконену вторым… Зато вот Фелипе Масса за Фернандо отомстил – 98,8% набрал. Три круга уступил ему Даниэль Риккьярдо. Интересно, что на следующей ступеньке Себастьян Феттель – в подтверждение того, что одна из составляющих чемпионского титула как раз стабильность. Большая часть пилотов сумели преодолеть рубеж в тысячу кругов – восемнадцать человек. Среди аутсайдеров наивысшее достижение на счету Хейкки Ковалайнена – пятое место, между прочим. Совершенно одинаково выступили Нико Росберг и Виталий Петров. Меньше всех проехал Жером д'Амброзио, но у него и была всего одна гонка. А вот если рассматривать тех, кто выходил на старт все двадцать раз, то наименьшие проценты у – легко догадаться – главных сорви-голов чемпионата: Серхио Переса, Пастора Мальдонадо и Михаэля Шумахера – в районе 80%. Правда, никак нельзя забыть о Романе Грожане – он и до семидесяти не дотянул. Конечно, одну гонку француз курил в сторонке, но даже пятидесяти трех итальянских кругов не хватило бы Роме, чтобы уйти с последнего места. Результат говорит сам за себя. Получается, что пилоты "Лотоса" и начинают, и замыкают список. А если рассматривать реальных топ-пилотов, то самым нестабильным третий год подряд стал Льюис Хэмильтон. Эмоции часто захлестывают англичанина, да и машина время от времени его подводила. "Ред Булл" и "Феррари" самые стабильные в командном зачете. Забавно, что в призерах "Торо Россо". В первой половине зачета и вчерашние дебютанты "Катерхэм" и "Маруся". А вот HRT традиционно в хвосте. Чуть более 90% у "Мак-Ларена". Из "нормальных" команд самой недальнобойной следует признать "Заубер".
__________________
Быть может, тот, кому ты смотришь в спину, не знает сам, каков он со спины.
Количество сходов – также суть отражение стабильности, опять-таки совокупной, пилота и машины. Разделения между авариями и техническими проблемами я, по-прежнему, не делаю. Только двоим пилотам удалось избежать сходов вовсе. Но если Жерому д'Амброзио большого труда финишировать в единственной для него гонке не составило, то Кими Райкконен в полной мере подтвердил звание самого стабильного пилота сезона: двадцать стартов – двадцать финишей. Складывается впечатление, что за годы выступления в ралли финн вдоволь пресытился досрочным завершением гонок и теперь никакая сила не может сдвинуть его с правильного пути. Причем, нельзя сказать, чтобы он сильно осторожничал – ехал по-честному. Целая группа пилотов имеет в пассиве по одному сходу. Среди них Фелипе Масса и Себастьян Феттель. На другом полюсе Роман Грожан (кто бы сомневался!) и Нараин Картикейян – семь раз они заканчивали гонки досрочно. Благодаря этому достижению и стали лидерами со знаком "минус". И провели, кстати, не все гонки, а только по девятнадцать. У Михаэля Шумахера тоже семь сходов, но полный комплект стартов. На раз больше финишировал Серхио Перес. Также нельзя назвать слишком радостными достижения Льюиса Хэмильтона, Пастора Мальдонадо или Шарля Пика – четверть гонок мимо кассы. Командная статистика – прямое следствие результатов пилотов. Самые надежные команды – "Ред Булл", "Феррари" и "Форс Индия". Самая нестабильная конюшня – "HRT". Едва ли не треть ее гонок заканчивалась досрочно. По десять сходов у "Мерседеса" и "Заубера".
__________________
Быть может, тот, кому ты смотришь в спину, не знает сам, каков он со спины.