АКБ
АКБ - часть 1
Часть вторая - здесь.
Скопипижжено мною с данного форума и http://electrotransport.ru, структурировано и оформлено для лучшего понимания.
Значение плотности электролита в зависимости от температуры и заряженности АКБ.

--------------------------------------------
Определение степени заряженности АКБ по напряжению или плотности электролита (данные от фирмы Varta).

--------------------------------------------
Возможные варианты заряда АКБ:
1. "Заряд постоянным током" (ограничить напряжение на ЗУ 15В)
Хорош для нормальных, неглубоко разряженных АКБ. После достижения на клеммах АКБ 14,5В надо отключить ЗУ. Набранная АКБ ёмкость будет около 80%
2. "Прерывистая зарядка" (заряд - отдых - заряд...) (ограничить напряжение на ЗУ 16В!)
Более быстрый заряд по сравнению с п.1 Хорош для нормальных и не сильно разряженных АКБ. После достижения на клеммах АКБ 14,5В надо отключить ЗУ. Набранная АКБ ёмкость будет около 80-90%.
3. "Заряд реверсивным током" (3t(заряд)-1t(разряд)-3t(заряд)....) (ограничить напряжение на ЗУ 15В) (при соотношении зарядной и разрядной составляющих тока 10:1, заряд - от 10 сек до 2минут (хотя-бы), разряд (а лучше просто пауза) - от 5 сек до 20 сек.)
Подходит для разряженных сильно сульфатированных АКБ. После достижения на клеммах АКБ 14,5В надо отключить ЗУ. Набранная АКБ ёмкость сильно зависит от состояния АКБ и варьируется около 30-70%.
4. Качели 12,7В-14,4В (ограничить напряжение на ЗУ до14,5В, подать напряжение на АКБ, как достигнет 14,4В отключить АКБ от ЗУ, подождать пока напряжение на клеммах АКБ спадёт до 12,7В, включить ЗУ... )
Прибавки ёмкости не заметил.
5. Ручная "адаптивная добивка" (ограничить на ЗУ напряжение 16В, очень внимательно следить за нарастанием напряжения, при достижении на клеммах АКБ 14,5В отключить ЗУ. Внимательно следить за падением напряжения. Как только темп падения замедлится подать ток на ЗУ.) (или так: Подавать максимальный ток, который принимает АКБ, до касания напряжения 14,4 В. Затем пять секунд разряд лампочкой 10 Вт. Снова подать ток и т.д.)
Увеличивает ёмкость акб после зарядки как в п.1-2 до 80-95%, в зависимости от состояния АКБ. Для восстановленных в режиме п.3 - прибавка ёмкости до 20%
6. Пробуждение "мёртвых" АКБ подачей на них напряжения обратной полярности.
Метод 3,4,5 на практике дают практически один и тот же результат по накачиваемой емкости. Разность только во времени процесса...
http://electrotransport.ru/ussr/inde...7406#msg167406
--------------------------------------------
Алгоритм зарядки АКБ:
1. Зарядка током 0,1С до 13,8 вольт.
2. Потом током 0,05С до 14,4 вольт.
3. Потом добивка 1......2ампера по таймеру.
--------------------------------------------
Алгоритм зарядки АКБ от Романа Топорова:
Для современных, герметичных АКБ (не обслуживаемые, включая гелевые), разработан щадящий алгоритм IUIoU, суть в том, что:
* на первом этапе стаб. ток 1/10 ёмкости (напряжение в процессе заряда растёт), до напряжения эксплуатации (14.4-14.6),
* второй этап стабилизированное напряжение 14.4-14.6 (ток сам падает, до 1/50 ёмкости),
* третий этап стабилизированный ток 1/50 ёмкости (напряжение само растёт), до максимального напряжения (16.0-16.5 Вольта),
* далее выход из процесса заряда (выключение заряда), до напряжения хранения 13.6 Вольта,
* далее стабилизированное напряжение хранения 13.6 вольта (хранение, бесконечно долго).
--------------------------------------------
Без пауз и при токе заряда ниже 0.1с - смысла лечения нет никакого.
--------------------------------------------
РЕКОМЕНДОВАННАЯ КРИВАЯ ЗАРЯДА:

1-напряжение, 2-зарядная емкость, 3-ток заряда
--------------------------------------------
Приближающимся к "идеалу" алгоритмом продлевающим максимально срок службы АКБ можно считать алгоритм от СТЕК:

http://electrotransport.ru/ussr/inde...32190#msg32190
--------------------------------------------
Вопрос-Ответ:
1. До какого напряжения можно разряжать Ca-Ca аккумулятор? Говорят, что до 10,8 это слишком...
1. 10.5в считается нижней границей. я разряжаю не ниже 12в (под, нагрузкой, емкость у меня 20ач разряжаю током 1А до 12в, без нагрузки это до 12.6в). Ниже 11 в разряжать нет смысла. Далее напряжение рухнет за минуты. Если вы не собираетесь его использовать как "тяговый" то КТЦ нужно делать до 11.9 В - это "точка перегиба" кривой разряда - т.е. уже понятна тенденция что АКБ разрядился, и нет нужны его "перегибать". Для "автомобильных"(т.е. эксплуатирующихся на автомобилях ТОЛЬКО) КАЛЬЦИЕВЫХ АКБ можно принимать 11.9--12В как "окончание разряда".
(11.9--12В ИЗМЕРЕННЫХ ПОД НАГРУЗКОЙ 10-и ЧАСОВОГО РАЗРЯДА)
2. Какой разрядный ток лучше 10 или 20 часовой?
2. 10часовый. 20-часовый просто отнимает много времени :( суть процессов и их скорость между 20 и 10 часовым мало отличается... Если для тренировки то 0.1 от емкости акб, к примеру 60 ач - 6 ампер, можно и 3А.
3. Стоит ли делать импульсную разрядку? С учетом того, что СА кальциевый
3. Разрядка постоянным током производит некое выравнивание параметров АКБ. А "разряд с паузами" (можно использовать реле поворотов) позволяет более полно отобрать емкость у АКБ. Спец. режим для умной зарядки "Версии2-Про" под названием "Полный разряд". Суть его: разряжаем до 10.8В, "отпускаем", ждем "12В и выше"(аккум "отдыхая" повышает напряжение, плотность электролита выравнивается), снова разряжаем до 10.8В, и так до бесконечности - ЗУ останется в "ожидании 12В на ХХ АКБ" и не переразрядит его, так что опасности нет - зато "слив емкости" будет полнейший.
4. Если стоит то какой длительности импульсы
4. -
5. Зарядку производить полностью импульсную или в промежутке от 12 до 14,4 можно обычным током заряжать? Как лучше?
5. Заряд проводить обычным способом до 90-95% далее импульсная добивка. Я к примеру, заряжаю постоянным напряжением, от разряженного до 14.2в. Главное за временем смотреть, и как только 14.2В стукнуло выключать. Рекомендуют для полного заряда делать добивку, тоесть переходить в режим постоянного тока, подавать импульс до 14.2 потом выключать, напряжение упало снова импульс, короче говоря качели.
6. Какое соотношение импульса:паузы более правильное? 1:2?
6. Для зарядки не помню, для ктц токи 1к10 и время 1к3 но не точно в ветке про эксплуатацию акб есть и на саите Алекса тоже. Если просто добивка, нормально 1:1. Период следования до 10 секунд и более.
7. Какой зарядный ток нужен при импульсной зарядке?
7. Зарядный ток при импульсе примерно 0.3 от номинала. Можно и менее.
--------------------------------------------
А я приспособил для зарядки-моргалки реле поворотов на микросхеме u243b
Длительность включения-выключения задаётся резистором Rt. Я подобрал такой, что паузы по 5 сек получаются. Пять секунд заряд, 5 сек разряд.
Схема включения несложная. В тупой зарядник типа "трансформатор+диодный мост" подключено это реле поворотов. На выходе реле поворотов прицеплена лампочка (иначе реле поворотов нормально не работает). Параллельно лампочке подключено обычное пятиконтактное реле, а к нему подключен аккумулятор и ещё парочка лампочек.
Каждые 5 сек реле поворотов подаёт напряжение на выход. При этом включается пятиконтактное реле и подключает аккумулятор к лампочкам. Идёт разряд. Через 5 сек реле поворотов отключает напряжение на своём выходе. При этом пятиконтактное реле подключает аккумулятор на выход зарядного устройства. Идёт заряд.
Ток и напряжение контролирую по двум мультиметрам. Напряжение и ток зарядки регулирую выдвигая и задвигая сердечник трансформатора. Ток разряда регулирую подключая и отключая лампочки.
Как у знать что "лечебные циклы" закончились ?
Вопрос важный... при применении "умных зарядок" они сами контролируют напряжение. Но в случае "реле и лампочки" я просто рекомендую не злоупотреблять процессом и ограничить время тренировки 10 часами при соблюдении непревышения токов (см. выше). После такой "тренировки" устройте СА 10 или 20 часовой разряд до 10.8В(под нагрузкой) - и посмотрите что получилось - если емкость не повысилась - то значит у нас не сульфатация а разрушение пластин :( и "Боржоми не помогло"...
http://electrotransport.ru/ussr/inde...1820#msg251820
--------------------------------------------
График зависимости между температурой и зарядным напряжением:

т.о. существует некоторый разброс - но лучше всего установить "отсечку" на напряжении 14.5В для "стандартной погоды" и 14.7В "для зимы" (минусовые температуры).
--------------------------------------------
...На память...
Часть вторая - здесь.
Скопипижжено мною с данного форума и http://electrotransport.ru, структурировано и оформлено для лучшего понимания.
Значение плотности электролита в зависимости от температуры и заряженности АКБ.
--------------------------------------------
Определение степени заряженности АКБ по напряжению или плотности электролита (данные от фирмы Varta).
--------------------------------------------
Возможные варианты заряда АКБ:
1. "Заряд постоянным током" (ограничить напряжение на ЗУ 15В)
Хорош для нормальных, неглубоко разряженных АКБ. После достижения на клеммах АКБ 14,5В надо отключить ЗУ. Набранная АКБ ёмкость будет около 80%
2. "Прерывистая зарядка" (заряд - отдых - заряд...) (ограничить напряжение на ЗУ 16В!)
Более быстрый заряд по сравнению с п.1 Хорош для нормальных и не сильно разряженных АКБ. После достижения на клеммах АКБ 14,5В надо отключить ЗУ. Набранная АКБ ёмкость будет около 80-90%.
3. "Заряд реверсивным током" (3t(заряд)-1t(разряд)-3t(заряд)....) (ограничить напряжение на ЗУ 15В) (при соотношении зарядной и разрядной составляющих тока 10:1, заряд - от 10 сек до 2минут (хотя-бы), разряд (а лучше просто пауза) - от 5 сек до 20 сек.)
Подходит для разряженных сильно сульфатированных АКБ. После достижения на клеммах АКБ 14,5В надо отключить ЗУ. Набранная АКБ ёмкость сильно зависит от состояния АКБ и варьируется около 30-70%.
4. Качели 12,7В-14,4В (ограничить напряжение на ЗУ до14,5В, подать напряжение на АКБ, как достигнет 14,4В отключить АКБ от ЗУ, подождать пока напряжение на клеммах АКБ спадёт до 12,7В, включить ЗУ... )
Прибавки ёмкости не заметил.
5. Ручная "адаптивная добивка" (ограничить на ЗУ напряжение 16В, очень внимательно следить за нарастанием напряжения, при достижении на клеммах АКБ 14,5В отключить ЗУ. Внимательно следить за падением напряжения. Как только темп падения замедлится подать ток на ЗУ.) (или так: Подавать максимальный ток, который принимает АКБ, до касания напряжения 14,4 В. Затем пять секунд разряд лампочкой 10 Вт. Снова подать ток и т.д.)
Увеличивает ёмкость акб после зарядки как в п.1-2 до 80-95%, в зависимости от состояния АКБ. Для восстановленных в режиме п.3 - прибавка ёмкости до 20%
6. Пробуждение "мёртвых" АКБ подачей на них напряжения обратной полярности.
Метод 3,4,5 на практике дают практически один и тот же результат по накачиваемой емкости. Разность только во времени процесса...
http://electrotransport.ru/ussr/inde...7406#msg167406
--------------------------------------------
Алгоритм зарядки АКБ:
1. Зарядка током 0,1С до 13,8 вольт.
2. Потом током 0,05С до 14,4 вольт.
3. Потом добивка 1......2ампера по таймеру.
--------------------------------------------
Алгоритм зарядки АКБ от Романа Топорова:
Для современных, герметичных АКБ (не обслуживаемые, включая гелевые), разработан щадящий алгоритм IUIoU, суть в том, что:
* на первом этапе стаб. ток 1/10 ёмкости (напряжение в процессе заряда растёт), до напряжения эксплуатации (14.4-14.6),
* второй этап стабилизированное напряжение 14.4-14.6 (ток сам падает, до 1/50 ёмкости),
* третий этап стабилизированный ток 1/50 ёмкости (напряжение само растёт), до максимального напряжения (16.0-16.5 Вольта),
* далее выход из процесса заряда (выключение заряда), до напряжения хранения 13.6 Вольта,
* далее стабилизированное напряжение хранения 13.6 вольта (хранение, бесконечно долго).
--------------------------------------------
Без пауз и при токе заряда ниже 0.1с - смысла лечения нет никакого.
--------------------------------------------
РЕКОМЕНДОВАННАЯ КРИВАЯ ЗАРЯДА:
1-напряжение, 2-зарядная емкость, 3-ток заряда
--------------------------------------------
Приближающимся к "идеалу" алгоритмом продлевающим максимально срок службы АКБ можно считать алгоритм от СТЕК:
http://electrotransport.ru/ussr/inde...32190#msg32190
--------------------------------------------
Вопрос-Ответ:
1. До какого напряжения можно разряжать Ca-Ca аккумулятор? Говорят, что до 10,8 это слишком...
1. 10.5в считается нижней границей. я разряжаю не ниже 12в (под, нагрузкой, емкость у меня 20ач разряжаю током 1А до 12в, без нагрузки это до 12.6в). Ниже 11 в разряжать нет смысла. Далее напряжение рухнет за минуты. Если вы не собираетесь его использовать как "тяговый" то КТЦ нужно делать до 11.9 В - это "точка перегиба" кривой разряда - т.е. уже понятна тенденция что АКБ разрядился, и нет нужны его "перегибать". Для "автомобильных"(т.е. эксплуатирующихся на автомобилях ТОЛЬКО) КАЛЬЦИЕВЫХ АКБ можно принимать 11.9--12В как "окончание разряда".
(11.9--12В ИЗМЕРЕННЫХ ПОД НАГРУЗКОЙ 10-и ЧАСОВОГО РАЗРЯДА)
2. Какой разрядный ток лучше 10 или 20 часовой?
2. 10часовый. 20-часовый просто отнимает много времени :( суть процессов и их скорость между 20 и 10 часовым мало отличается... Если для тренировки то 0.1 от емкости акб, к примеру 60 ач - 6 ампер, можно и 3А.
3. Стоит ли делать импульсную разрядку? С учетом того, что СА кальциевый
3. Разрядка постоянным током производит некое выравнивание параметров АКБ. А "разряд с паузами" (можно использовать реле поворотов) позволяет более полно отобрать емкость у АКБ. Спец. режим для умной зарядки "Версии2-Про" под названием "Полный разряд". Суть его: разряжаем до 10.8В, "отпускаем", ждем "12В и выше"(аккум "отдыхая" повышает напряжение, плотность электролита выравнивается), снова разряжаем до 10.8В, и так до бесконечности - ЗУ останется в "ожидании 12В на ХХ АКБ" и не переразрядит его, так что опасности нет - зато "слив емкости" будет полнейший.
4. Если стоит то какой длительности импульсы
4. -
5. Зарядку производить полностью импульсную или в промежутке от 12 до 14,4 можно обычным током заряжать? Как лучше?
5. Заряд проводить обычным способом до 90-95% далее импульсная добивка. Я к примеру, заряжаю постоянным напряжением, от разряженного до 14.2в. Главное за временем смотреть, и как только 14.2В стукнуло выключать. Рекомендуют для полного заряда делать добивку, тоесть переходить в режим постоянного тока, подавать импульс до 14.2 потом выключать, напряжение упало снова импульс, короче говоря качели.
6. Какое соотношение импульса:паузы более правильное? 1:2?
6. Для зарядки не помню, для ктц токи 1к10 и время 1к3 но не точно в ветке про эксплуатацию акб есть и на саите Алекса тоже. Если просто добивка, нормально 1:1. Период следования до 10 секунд и более.
7. Какой зарядный ток нужен при импульсной зарядке?
7. Зарядный ток при импульсе примерно 0.3 от номинала. Можно и менее.
--------------------------------------------
А я приспособил для зарядки-моргалки реле поворотов на микросхеме u243b
Длительность включения-выключения задаётся резистором Rt. Я подобрал такой, что паузы по 5 сек получаются. Пять секунд заряд, 5 сек разряд.
Схема включения несложная. В тупой зарядник типа "трансформатор+диодный мост" подключено это реле поворотов. На выходе реле поворотов прицеплена лампочка (иначе реле поворотов нормально не работает). Параллельно лампочке подключено обычное пятиконтактное реле, а к нему подключен аккумулятор и ещё парочка лампочек.
Каждые 5 сек реле поворотов подаёт напряжение на выход. При этом включается пятиконтактное реле и подключает аккумулятор к лампочкам. Идёт разряд. Через 5 сек реле поворотов отключает напряжение на своём выходе. При этом пятиконтактное реле подключает аккумулятор на выход зарядного устройства. Идёт заряд.
Ток и напряжение контролирую по двум мультиметрам. Напряжение и ток зарядки регулирую выдвигая и задвигая сердечник трансформатора. Ток разряда регулирую подключая и отключая лампочки.
Как у знать что "лечебные циклы" закончились ?
Вопрос важный... при применении "умных зарядок" они сами контролируют напряжение. Но в случае "реле и лампочки" я просто рекомендую не злоупотреблять процессом и ограничить время тренировки 10 часами при соблюдении непревышения токов (см. выше). После такой "тренировки" устройте СА 10 или 20 часовой разряд до 10.8В(под нагрузкой) - и посмотрите что получилось - если емкость не повысилась - то значит у нас не сульфатация а разрушение пластин :( и "Боржоми не помогло"...
http://electrotransport.ru/ussr/inde...1820#msg251820
--------------------------------------------
График зависимости между температурой и зарядным напряжением:
т.о. существует некоторый разброс - но лучше всего установить "отсечку" на напряжении 14.5В для "стандартной погоды" и 14.7В "для зимы" (минусовые температуры).
--------------------------------------------
...На память...
Всего комментариев 1
Комментарии
-
Запись от black 61rus размещена 27.12.2015 в 13:22