Для хорошего воспроизведения НЧ не просто желательно, а надо использовать длинноходные "поршни". Желательно без колпачка для уменьшения сопротивления перекачиваемому воздуху. У меня была акустика Корвет 100АС001 и Soundcraft Spirit Absolute4P. Так вот саундкрафты качали низы немного мощнее и чище чем корветы, хотя у корветов диаметр НЧ головки куда больше, чем 170 мм у саундкрафта. Очень хорошо проверять акустику на воспроизведение НЧ треком "time" от Pink Floyd (начало трека). При подводимой мощности в 35-40 Ватт на расстоянии в полтора метра ваши легкие должны вибрировать. Если такого эффекта нет - акустика не может воспроизвести низкие частоты. При меньшей мощности эффекта не будет даже при хорошей акустике, при большей даже качественные поршни уже будут давать искажения обусловленные изменением геометрии купола (конуса) ввиду задержки распространения импульса по его поверхности. Ход "поршня" у хороших головок достигает 50 и более миллиметров (плюс 25 и минус 25 от состоя ния покоя). Причем оптимальный размер диффузора (не всей головки) равен примерно 150 мм (плюс-минус). Дело в том, что при таком диаметре получается лучший показатель жесткости конструкции, веса (влияет на инерционность системы) и перекачиваемого объема воздуха (а это создаваемое давление). При меньшем диаметре будет меньше перекачивать воздух и как следствие низкий уровень звукового давления. При больших диаметрах возникают сложности поддержания необходимой жесткости диффузора, он либо "мягкий" и при повышенной мощности "играет", что создает искажения. Либо конструкция достаточно жесткая, но большая по массе и довольно инерционная. Что тоже приводит к потерям и искажениям. Правда есть головки из вспененных металлов, но они очень дорогие (несколько десятков или даже сотен тысяч рублей) и требуют соответствующих усилителей с четырех-полюсным подключением НЧ головки для уменьшения искажений, которые тоже очень сложны и в изготовлении и тоже дорого стоят. Ну и не надо забывать на эквивалентный объем головки (ответственный производитель всегда его указывает) в литрах. Это для того, что бы знать в какую "емкость" запихнуть головку. Для уменьшения самовозбуждения и подавления резонанса надо настроить фазоинвертор на резонансную частоту головки. При использовании ящика закрытого типа на это можно плюнуть с колокольни, но и динамики надо применять разработанные для компрессионных (закрытых) систем. Кстати, физический объем можно уменьшить заполнив внутреннее пространство пористым материалом. Такой эффект наблюдается потому, что при сжимании внутреннего пространства происходит неравномерное повышение давления в материале по глубине, а при обратном ходе диффузора происходит обратный эффект. Но у такой акустике диапазон воспроизводимых частот начинается с 50-60 Герц. Ниже их эффективность резко падает.
Всё, устал писать. Если интересно, могу продолжить.
__________________
Там, где Тойота не пройдет
И Ламборджини не промчится,
Калина наша пролетит
И ничего с ней не случится.