Старение моторного масла. Рациональная периодичность замены масла При эксплуатации автомобиля под воздействием различных факторов масло теряет свои первоначальные свойства, т.е. оно стареет. Окисление углеводородов масла, срабатывание присадок, накопление в масле продуктов неполного сгорания топлива, продуктов изнашивания деталей, воды, пыли - вот основные процессы, происходящие при старении масла. Характер и скорость старения зависят от уровня форсирования двигателей, температуры деталей, качества топлива и масла,степени изношенности деталей и узлов, общего технического состояния машины. При старении масел изменяются практически все основные показатели качества. Вязкость. Она увеличивается в результате испарения легких фракций масла, накопления продуктов неполного сгорания топлива в виде сажи и окисления углеводородов масла. Вязкость уменьшается при попадании топлива в масло, а также в результате разрушения полимерной присадки в загущенных маслах. Температура вспышки. Снижение температуры вспышки возможно при попадании в масло фракций топлива. Коксуемость. Повышение коксуемости работавшего масла характеризует накопление в нем продуктов окисления масла и неполного сгорания топлива. Содержание воды. Наличие воды в масле служит показателем попадания воды из системы охлаждения, через негерметичные уплотнения и заправки обводненным маслом. Щелочное число, кислотное число. Снижение щелочного числа указывает на уменьшение концентрации моющих присадок. Увеличение кислотного числа определяет степень окисления масла и разложения присадок. Содержание нерастворимого осадка. Количество осадка определяет интенсивность поступления в масло продуктов неполного сгорания топлива, частиц износа, пыли, срабатывание присадок. Содержание продуктов изнашивания. Для определения частиц износа применяют методы нейтральной активации, спектрального анализа, радиоактивных изотопов. При диагностировании двигателей и коробок передач наибольшее распространение получили методы спектрального анализа. В процессе старения масла наблюдается изменение концентрации, строения и эффективности присадок в результате разложения, взаимодействия с продуктами сгорания топлива и окисления масла, фильтрующими элементами и деталями машины. В условиях эксплуатации уменьшение щелочного числа (концентрации моющих присадок) сопровождается накоплением в масле кислых продуктов, что может вызвать коррозионный износ деталей. Основной функцией щелочных присадок масла является нейтрализация кислот и защита против коррозии. Особенно опасно попадание в масло легких фракций топлива, которое обладает низкой стабильностью к окислению. Моторные масла, загрязненные топливом, окисляются значительно быстрее с образованием органических кислот и отложений, которые ухудшают их качество. В результате снижается вязкость масла и возможно повреждение подшипников, интенсифицируются процессы нагаролакоотложений в ЦПГ двигателя. Расход масла Расход масла в машинах определяется его потерями: на угар, при техническом обслуживании, заправке, хранении, а также при периодической замене масла вследствие его старения и сезонной эксплуатации автомобилей. Потери на угар составляют основную долю потерь масла в ДВС. К ним относятся часть масла, которая попадает в камеру сгорания и уносится с отработавшими газами, и часть масла, которая испаряется и уходит с картерными газами. Технически достижимый минимальный расход масла на угар составляет 0.2-0.3% от расхода топлива. Дальнейшее уменьшение его может привести к снижению износостойкости деталей ЦПГ и увеличению количества нагаролакообразований. Мероприятия по снижению расхода масла на угар необходимо проводить при одновременном повышении качества моторных масел и снижении тепловой напряженности ЦПГ двигателей. Составляющие расхода масла на угар: - через ЦПГ; - между штоками всасывающего и выхлопного клапанов и их направляющими; - через турбокомпрессор; - за счет испарения в картере. Анализ составляющих угара в двигателе позволяет определить основные направления работ по уменьшению расхода масла. Условно их можно разделить на конструктивные, технологические и эксплуатационные. Мероприятия по снижению расхода масла Совершенствование конструкции поршня и поршневых колец является наиболее действенным мероприятием по снижению расхода масла на угар. В этом смысле широкое применение находят: - использование поршней с минимально допустимыми зазорами по гильзе цилиндра и оптимальной геометрией боковой поверхности, в том числе овально-бочкообразной формы; - применение материалов с малым коэффициентом линейного (объемного) расширения; - снижение температур поршней, в основном за счет их интенсивного охлаждения; - применение покрытий на днищах поршней и износостойких вставок и покрытий; - использование поршневых колец оптимального профиля, расположения и количества; - применение колец с заданной эпюрой радиальных давлений; - внедрение маслосъемных колец с экспандерами, торсионных и специального профиля; - применение новых материалов колец, в том числе высокопрочного чугуна и антиизносных покрытий (хромирование, молибденирование и т.д.). Большое влияние на расход масла оказывает и качество самих масел. Масла с высокими антиизносными свойствами увеличивают ресурс машины, что снижает рост угара масла при ее эксплуатации. Эффективные моющие и антиокислительные свойства масла уменьшают пригорание поршневых колец и забивку маслоподводящих и дренажных отверстий, что также снижает расход масла на угар. Рациональная периодичность замены масла Увеличение сроков замены масла привлекает многих водителей и механиков. Это и экономия масел, и снижение трудоемкости на техническое обслуживание машины. Однако при этом следует иметь в виду, что при работе двигателя моторное масло испаряется, выгорает и утекает; это приводит к снижению его уровня в картере двигателя. Для поддержания объема масла в смазочной системе в картер периодически добавляют свежее масло. Первоначально залитое масло и доливаемое в процессе работы интенсивно перемешиваются, после чего работает смесь, состоящая из неравных частей масла, проработавших различное время. Освежение смазочного масла в двигателе оказывается иногда настолько существенным, что фактически за весь период работы оно несколько раз обновляется. Поэтому действительное время работы масла в двигателе может быть намного меньше нормируемого. Поэтому рациональные сроки замены масла должны учитывать и количество доливаемого масла за период его эксплуатации. И тем не менее для обеспечения надежной работы двигателя следует придерживаться рекомендаций моторостроительных заводов. Необоснованное увеличение периодичности замены масла может быть причиной серьезных неполадок в двигателе: в итоге экономия на масле может привести к дополнительным затратам на ремонт двигателя. В некоторых случаях целесообразность замены масла может быть определена по установочным браковочным показателям его предельного состояния. Рекомендуемые заводом-изготовителем сроки замены масла соответствуют нормальным условиям эксплуатации машины, когда ее техническое состояние, применяемые моторные масла и топлива соответствуют требованиям стандартов и техническим условиям. Однако при легких условиях эксплуатации процесс старения масла замедляется, возможны предпосылки для продления его срока службы. И наоборот, при частых перегрузках двигателя, нарушениях в системе топливоподачи, очистки воздуха, смазки, обводнения масла и т.п. происходит интенсивное окисление и загрязнение масла, быстро срабатываются присадки. И чтобы не допустить отказов, желательно, не откладывая, заменить масло и устранить обнаруженные неисправности. В связи с изложенным, с целью рационального применения высококачественных, дорогостоящих масел в перспективе предусматривается периодичность замены масла устанавливать не только по количеству отработанных часов, израсходованного топлива или километров пробега, но и по фактическому состоянию качества масла. Это, в свою очередь, позволяет также и диагностировать техническое состояние машины. Установлено, что масло является уникальным источником информации о процессах, происходящих в узлах и агрегатах машины. Наиболее тяжелыми условиями работы для масла являются условия эксплуатации, включающие короткие поездки с частыми остановками и запусками и работой на холостом ходу. Именно в этих условиях эксплуатируется большинство легковых автомобилей – городская езда (на работу, с работы, за покупками) с периодическими более длинными пробегами, когда двигатель, наконец, полностью прогревается. Установка не вентилируемой защиты поддона картера, а также демонтаж элементов охлаждения масла ведет к его перегреву со всеми вытекающими отсюда последствиями... При таких условиях эксплуатации имеет смысл сократить срок замены масла. Так что срок замены масла - понятие компромиссное. С учетом экономических соображений компромисс этот в наших условиях составляет 6-8 тысяч километров. Недопустимо увеличивать сроки замены синтетического масла - ни в одной инструкции к автомобилю нет таких рекомендаций. Производитель двигателя - единственный, кто вправе это определять, рекомендуя либо определенный пробег, либо временной интервал.
__________________
Желавший сменить один универсал на другой, но по непонятным никому причинам купивший Калину-Спорт.
А потом совсем сбрендил и купил Субаря.
Народ, вы что предпочтете, каждую неделю по пять кило тухлой говядины, или раз в месяц 10 кг свежей баранины?
Холодильник естественно исправен.
А почему?
Ведь каждую неделю свежий завоз говяжьего тухляка?
Не морочьте голову.
Лейте качественное масло - импортное.
Любое импортное, любого бренда.
Только не российскую бурду.
Пожалейте свой двигатель.
и меняйте как положено - через 15.000 км.
у меня двиг. ваз-2130 прошел 340.000 без капиталки.
Лил только синтетику ELF.
неужели он столько бы проработал на Лукойле или ТНК?
я понимаю, что русские - они самые умные.
поэтому инженерА и химики с загнивающего запада у них не в авторитете.
там тупые европейцы что-то химичат и придумывают, а у нас свой ответ: бодяга рязанского НПЗ, говно конечно, но зато много и менять можно хоть каждую неделю.
Зануда-мск, Мда... Пример простой. 2102 1977г выпуска исправно ходила на советском М8.... И так не менее 2-х "кругов" отходила. Под конец я уже его кормил импортным маслицем. Так и продана была с пробегом в 3 "круга". и ниче... Для каждого двигателя нужно свое маслицо. И у Лукойла с ТНК есть хорошие масла. Не все так плохо.
А если верите в импортное... То не покупайте отечественный автомобиль. )))
__________________
Желавший сменить один универсал на другой, но по непонятным никому причинам купивший Калину-Спорт.
А потом совсем сбрендил и купил Субаря.
Зануда-мск, Не спорю...
Только вот эта именно машина отходил под 300 тысяч и даже ГБЦ не вскрывалась.
Я как-то у отца спросил: вот я забрал у тебя машину, а кольца ты хоть раз менял?
На что получил ответ: машина работает хорошо? Вот и не мешай машине работать.
p.s. Вы просто не учли, что те двигатели были расчитанны на работу на масле типа М8. Залей в нее современную синтетику и будет двигателю плохо. А вот современному двигателю залей М8 - кирдык придет.
Просто надо знать что на что расчитано и что для чего полезно. Лейте качественное масло (тоже М8) и все будет хорошо. А и на Мобил 1 можно попасть на контрафакт и угробить двигатель...
__________________
Желавший сменить один универсал на другой, но по непонятным никому причинам купивший Калину-Спорт.
А потом совсем сбрендил и купил Субаря.
Есть еще один фактор проверки масла отработанного т.е годно оно на дальнейшее эксплуатацию. Возьмите салфетку и капните на нее из пипетки масло которое работает в двигателе если масло растечется равномерно значит масло может продожать свою эксплуатацию, а если нет и еще образовывается черная грязь то присадки отработали свой ресурс и пора на замену масла.
p.s. Вы просто не учли, что те двигатели были расчитанны на работу на масле типа М8. Залей в нее современную синтетику и будет двигателю плохо. А вот современному двигателю залей М8 - кирдык придет.
Просто надо знать что на что расчитано и что для чего полезно. Лейте качественное масло (тоже М8) и все будет хорошо.
Когда то примерно тоже самое сказал нам очень хороший моторист,когда мы хотели в ЗИЛа лить Шелл 15W40 которое у нас стояло бочками.Лили М8В1 и ездили без горя.Хотя в УАЗика лили тот ШЕЛЛ и тоже без горя.
Народ кто попродвинутее сейчас в классику льет синьку ПАО и в ус не дует
Моторы выхаживают не меньше, чем на пресловутом М8, и сальники, заметьте, не текут. Разумеется, у тех, кто за ними следит.
Кто внимательно API изучал, должен понимать, что каждый класс является кумулятивным, т.е. включает в себя требования всех нижеследующих классов.
Иными словами, если масло можно испортить кашей, то кашу маслом - это вряд ли.
И чихать они хотели на бредни теоретиков про большие допуски и широкие технологические каналы.
Gorinich, при работе двигателя в картер прорываются картерные газы - в основном это пары воды + двуокись азота (мало, но есть) + двуокись серы (мало, но есть) + двуокись углерода. Всё это постепенно абсорбируется маслом и начинает вступать в различные реакции. Как минимум серная, азотная и сернистая кислоты точно получаются. Так что думаю, что это ведёт к преждевременному старению масла.
Совершенно верно.
Цитата:
Сообщение от Gorinich
altmax, Согласен, но согласно данных в масле содержатся связующие присадки, которые должны нейтрализовать действие оных, а вода вообще должна выпариваться, если двигатель не работает зимой с малыми пробегами, когда не успевает прогрется двигателя, а вот конденсата много образуется. И опять же чем больше работает двигатель - тем болше в масло проникают картерные газы, т.е. прямая связь от пробега, но никак не от времени.
Т.е. при пробегах в 15 000 км связующие добавки перестают работать и масло переполнено отходами - значит менять масло ( про простои и пробки я уже писал - минтранс приравнивает 1 час холостых оборотов к 10 км пробега). А если у меня пробеги раз в неделю и за год всего 4 000 км проезжаю? что и тогда масло "прокисает"?
Вот что я не понимаю. И пока пояснения не могу найти - при небольших пробегах, когда масло не выработало свой срок службы по километрам как оно портится чисто от времени?
Все таки в картере двс более агрессивная среда,нежели в канистре...те же кислоты...нейтрализующие присадки то же ведь не вечные.И чем они старше,тем хуже их свойства.
По поводу "выпаривания"-altmax же пишет:"пары воды"они же есть в выхлопных газах.
Моё ИМХО:я бы поменял по времени.Я же не пью просроченный кефир
Вот интересно ,сделав первое ТО на котором мне залили ZIC A + 10W40 SM - фильтр поставили МАН. Это был мой выбор масла оно рекомендовано Вазом полу синтетика но за год у меня пробег 3500км! Зимой не езжу,а так каждый день на короткие растояния 7км туда 7 обратно ! Если выезжать на масле 15 т то мне получается менять через 4 года !! Или?? всетки через 2 года ??? Или??